Дмитрий Ластов: Сегодня я беседую с замечательной, молодой, яркой артисткой Нового театра Маргаритой Волковой. Недавно прошли успешные гастроли Нового театра в Иркутске, где Новый театр участвовал в Вампиловском фестивале, представив на суд иркутян спектакль «Провинциальные анекдоты». В этих гастролях участвовала и Маргарита Волкова – играющая в этом спектакле студентку Фаину. Маргарита Волкова уже третий год в Новом театре, но без нее уже трудно представить многие спектакли.
Дмитрий Ластов: Маргарита, вы недавно вернулись из поездки в Иркутск, где показывали «Провинциальные анекдоты». Там вас приняли с большим успехом, зал аплодировал стоя – это очень приятно, как зрителям нашего театра, так и, в особенности, артистам Нового театра. Скажите, что это была за поездка? Что там было интересного?
Маргарита Волкова: Это были мои первые гастроли с Новым драматическим театром. Мне очень нравится город Иркутск. Я там уже была не один раз, поэтому у меня там много друзей. Вернувшись туда, я первым делом, пригласила всех своих друзей и знакомых на спектакль. На спектакле было много моих друзей и знакомых.
Д.Л.: Весь зал Ваших друзей?
Маргарита Волкова: Нет, у меня не так много друзей в Иркутске (смеется). Поездка была солнечная — был прекрасный коллектив, и мы были всегда вместе. Нам было хорошо друг с другом — мы говорили, рассказывали разные истории. Поездка с театром – это всегда праздник!
Д.Л.: А играть на большой сцене (там сцена намного больше, чем в Новом театре) как вам?
Маргарита Волкова: Неважно, какая сцена. Важно, с кем ты играешь и что ты играешь.
Д.Л.: Были ли какие-то моменты, которые мешали?
Маргарита Волкова: Изначально казалось, что звук в зале будет очень глухой. Было ощущение, что меня не слышно. Но все старые театры сделаны по такому принципу: когда зал наполняется и начинает дышать, то весь звук начинает идти абсолютно правильно. Я с таким сталкивалась в театре Волкова в Ярославле. Там такая же большая сцена, такой же старый театр и когда начинаешь говорить при пустом зале, тебя абсолютно не слышно — словно через стену. А как только зал наполняется людьми – все происходит как надо.
Д.Л.: Помимо спектакля у Вас были еще и другие мероприятия в рамках Вампиловского фестиваля?
Маргарита Волкова: После спектакля «Провинциальные анекдоты» у нас была чайная церемония, капустник, где наши ребята очень забавно выступили, хотя они и очень волновались. Капустник должен был состояться сразу после спектакля, и поэтому мы весь спектакль думали не о спектакле, а о том, как они будут: Сережа (Сергей Бредюк) в роли Пушкина, Женя (Евгений Рубин) в роли Лермонтова. Мы не понимали, с чего мы привезли в Иркутск Лермонтова и Пушкина на фестиваль Вампилова. Было очень много вариантов, постоянно приходили в гримерную со словами: «Я придумал! Давайте так!». В итоге решили просто выйти и просто прочесть. В итоге все получилось, как нельзя лучше, с юмором. Парни большие молодцы, я бы так не смогла. Это самое приятное, когда ты смотришь на артиста и думаешь: «Я бы так не сыграла».
Д.Л.: На следующий день после спектакля вы поехали на Байкал и купались? Не холодно было?
Маргарита Волкова: Да, мы купались! Было холодно, но лично я привыкла купаться в холодной воде. К сожалению, мы доехали только до Листвянки, а я знаю на Байкале и другие красивые места. И то, что мы увидели — это безумно прекрасно. Я просто обожаю природу, поэтому сразу сказала: «Оставьте меня здесь».
Д.Л.: Оставили?
Маргарита Волкова: Нет, не оставили. Забрали обратно и сказали, что надо вернуться и играть дальше. В общем, все было прекрасно, мы купались, хотя я совершенно не хотела купаться. У нас с Настей (Настя Цибизова) это происходило примерно так: она – «ну, пойдем!» – и начала раздеваться. Я сказала: «Я не пойду», но при этом начала раздеваться вместе с ней. Купальников не было, вот в чем были, в том и искупались, что говорится, без комплексов.
Д.Л.: Что для вас значит спектакль «Провинциальные анекдоты»? Как вас принимал иркутский зритель?
Маргарита Волкова: Иркутские зрители приняли нас очень хорошо. Я не ожидала, что такой большой зал встанет. Они начали вставать, когда мы еще не закончили сам спектакль — в те секунды, когда мы вышли на поклон. Очень приятно, когда тебя вот так принимает зритель: хочется еще куда-то ехать, рассказать о нашем творчестве, играть спектакли. Иркутяне очень добрые люди. Мой друг, который был на этом спектакле — был в восторге от увиденного. До этого я два года не видела его. После всех этих пожаров в прибайкальских лесах, в тушении которых он принимал участие… после такого каторжного труда, жары, дыма, постоянного стресса – увидеть наш спектакль. После спектакля он сказал мне, что для него это было открытие… счастье увидеть такой спектакль, что это как лучик солнца для него. Для меня это была самая лучшая благодарность.
Д.Л.: Это красивый спектакль и роль у вас там красивая.
Маргарита Волкова: Я там красивая (смеется). Я когда приезжаю на этот спектакль, то знаю, что уеду я красивая. Поэтому всегда устраиваю себе после спектакля поход куда-нибудь в хорошее место и с приятным молодым человеком.
Д.Л.: Давайте поговорим о том, как вы пришли в Новый театр. Как это было? Где вы учились?
Маргарита Волкова: Училась я в ГИТИСе. Тогда он был РАТИ (Российская Академия Театрального Искусства ГИТИС).
Д.Л.: Алексей Владимирович Бородин у вас был руководителем курса.
Маргарита Волкова: Да, он был руководителем. К сожалению, нам никогда не вернуть годы студенчества. У нас всегда было весело, был замечательный курс, потрясающие ребята. Практически все устроились, но кто-то не стал по профессии работать. Наш курс довольно часто встречается, и на этих встречах всегда возвращается этот дух курса. Уж не знаю, как Бородин смог в нас это воспитать, но у него все такие сплоченные курсы. И мы не являемся исключением из правила. Для меня институт – это радость.
Д.Л.: Артисткой всегда хотели быть?
Маргарита Волкова: Да, я с 8-ми лет работаю артисткой.
Д.Л.: Есть такой Новый Арт театр…
Маргарита Волкова: Да, это мое начало, мой корень. Этот театр есть и сейчас. Художественный руководитель этого театра – Дмитрий Калинин. Там и взрослые работают артисты, и дети. Изначально он зарождался как студия, которая называлась «Я сам артист». Я туда пришла в 8 лет. Когда я туда поступала — было три тура и детей отбирали очень серьезно. Сначала отобрали человек тридцать. До нас в театре уже были ребята постарше, но сам костяк театра образовался именно с этого набора. Мы детьми начали познавать азы профессии, он воспитал в нас артистов. Есть люди, которые могут учить актерскому мастерству, а он воспитал. Другого, кроме актерства, голове у меня просто не было. Уже много лет спустя, однажды, я не поступила в театральный институт. Я пришла домой, настроение было ужасное. Я тогда сказала: «Мама, я не буду актрисой. Не хочу». И мама сказала: «Тогда пойди и запишись на какие-нибудь курсы». Так я записалась на курсы дизайнера.
Д.Л.: Когда это было?
Маргарита Волкова: Я в 9-м классе поступила в «Щепку» и не смогла там учиться, потому что не было документов (аттестата). Потом я закончила школу экстерном. На второй год я никуда не поступила. Вот тогда я и сказала маме, что не буду артисткой. У меня было дикое отчаяние. Мама сказала: «… тогда будешь дизайнером». Мы заплатили деньги за эти курсы. Но у меня было только одно занятие. На этом занятии были пять бабушек, один потерянный молодой человек и я. Я сразу поняла, что это для меня неестественно и пошла опять поступать, и в результате поступила в ГИТИС.
Д.Л.: Вместе с вами еще училась артистка Нового театра Екатерина Демакова. Расскажите, как вы оказались в Новом театре? Вы знали до этого, что есть такой Новый театр?
Маргарита Волкова: Как обычно это бывает после ВУЗа, мы ходили по театрам, и Катя (Екатерина Демакова) знала про Новый театр. А я была здесь на спектакле «Тойбеле и её демон» чуть ли не на втором курсе ГИТИСа. То есть, я знала и Катя знала про Новый театр. Я когда сюда приехала на показы, подумала: «Это так далеко от моего дома! Я физически не смогу здесь работать никак». Добиралась я сюда с тремя пересадками… но, сейчас у меня есть машина. После того, как я оказалась здесь и поняла, что за работа меня ждет, что здесь за люди работают, я осознала, что нет никаких препятствий.
Д.Л.: Вам понравилось?
Маргарита Волкова: Конечно! Центр это или не центр – абсолютно неважно. В какой-то момент, когда ты только начинаешь работать и постигать свою профессию артистки – тебе хочется играть в каком-то центральном раскрученном театре, хочется супер известности и популярности… Но это абсолютно неважно. Можно блистать где угодно, лишь бы было, чем блистать. У меня даже в мыслях не было стесняться, что мой театр далеко. Или думать, что мой театр хуже… Все это детский сад! Так могут думать непрофессиональные люди!
Д.Л.: К сожалению, такое есть.
Маргарита Волкова: Обыватель он и есть обыватель.
Д.Л.: Кто был инициатором прийти именно в Новый театр?
Маргарита Волкова: Это был 2013 год. Мы курсом показывались во всех театрах и Новый театр был в списке тех театров, куда надо сходить. После показа Вячеслав Васильевич из нашего курса оставил, N-ное количество народа. Потом был второй тур. Мы играли отрывки с артистами театра. Мне тогда достался отрывок с Сергеем Моисеевым «Богатые невесты». Теперь он, кстати, один из моих партнеров — замечательный человек. Мы с ним показали этот отрывок и Вячеслав Васильевич предложил нам работу. Катюшу Демакову он чуть раньше взял в театр, с первого тура.
Д.Л.: Ваша первая роль в театре была роль служанки Проктеров в спектакле «Сейлемские ведьмы».
Маргарита Волкова: Это моя первая серьезная драматическая роль. И я не думала, что вообще способна поднять такой материал и сыграть его. Потому что, когда только выпускаешься, всегда кажется, что ты вообще ничего не умеешь. Мне было очень страшно – работать, репетировать. Дашуля (Дарья Бутакова) уже репетировала и я понимала, что нужно как-то вливаться в материал. Когда только начинаешь работать в театре — вокруг все присматриваются к тебе и есть какое-то давление, стресс – сможешь ты или не сможешь сыграть роль. Но такого рода стресс мне помог. Я расправилась, или как говорили у нас в институте, «растопырилась» во всем этом и начала работать. Это замечательный спектакль. Для меня это была большая серьезная работа.
Д.Л.: А какие роли у Вас были после?
Маргарита Волкова: Было очень много вводов. Когда ты вводишься в спектакль — ты запоминаешь рисунок, запоминаешь какие-то детали, свои действия в этом спектакле… запоминаешь «столбики», о которые надо опираться в моменты игры. Ты не можешь сразу расслабиться, поэтому с «Тойбеле и её демон» у меня был сложный период, хотя я понимала, что это нормально. Надо просто немножко привыкнуть и расслабиться, то есть, сыграть несколько раз, чтобы увериться в том, что делаешь все правильно, что тебя понимает зал, что ты понимаешь своих партнеров, видишь их, слышишь. Поэтому, спектакль «Тойбеле и её демон» стал моим чуть позже.
Д.Л.: Вчера был спектакль «Чудо святого Антония». Что можете сказать о нем?
Маргарита Волкова: Я могу сказать, что вчера он прошел классно. Сама пьеса не может оставить равнодушным никого — этот материал на века. В какой бы ситуации не привести этот материал, он всегда будет к месту. Все человеческие чувства, все человеческие пороки, все это как на ладони.
Д.Л.: «Богатые невесты» тоже очень интересный спектакль. Ваша роль в нем не основная, но без нее спектакль бы не складывался – она как некая «изюминка» этого спектакля.
Маргарита Волкова: Это мой первый вводный спектакль. Я считаю, что персонаж Бедонеговой там обязательно нужен – раз Островский написал, значит это не просто так. Бедонегова в «Богатых невестах» как контрапункт на фоне взаимоотношений главных героев. Ее жизненная позиция кажется более легкой, более веселой, она разбавляет серьезность главных героев.
Д.Л.: Вы сказали, что «Сейлемские ведьмы» — это была первая ваша серьезная роль. Но ведь у вас в ГИТИСе были учебные спектакли, например, «Калина красная».
Маргарита Волкова: То был отрывок и это немного разные временные рамки. Очень долго у меня этот отрывок не получался. Очень долго со мной Ольга Дмитриевна Якушкина делала этот отрывок, мучилась со мной. Почему я говорю, что это моя первая роль драматическая, про «Сейлемские ведьмы», так это потому, что в предыдущих работах в театре у меня никогда не было такого времени — XVII век. Я никогда не играла в таких костюмах. Здесь все обязывает к тому, чтобы воспроизвести ощущение того века. Все-таки, «Калина красная» гораздо ближе ко мне по времени.
Д.Л.: Что вам близко из сыгранных ролей, какой характер ближе?
Маргарита Волкова: Мне сложно однозначно сказать, у меня всегда разный характер. Ближе мне все же Фаина в «Провинциальных анекдотах». Я даже могу сделать декупаж: Фаина в «Провинциальных анекдотах» плюс Виргиния в «Чуде святого Антония».
Д.Л.: А что бы хотелось сыграть? Я говорил недавно про «Калину красную». Не хочется сыграть эту роль?
Маргарита Волкова: Хочется. Очень хочется «Калину красную» сыграть, но я еще слишком молода для этого. У меня есть одна из моих любимых пьес «Бидерман и поджигатели» Макса Фриша. Там есть роль Бабетты. Я пробовала в институте играть отрывок. Не знаю почему, но мне до безумия хочется сыграть в этом спектакле роль Бабетты. Он очень современный. А так мне все хочется сыграть. У меня нет такого, чтобы я чего-то не хотела. Не было такого, чтобы меня спросили: «Будешь эту роль играть?», а я ответила: «Нет, не хочу».
Д.Л.: А как детские спектакли? Например, премьера прошлого сезона «Все мыши любят сыр». Как это, играть мышь?
Маргарита Волкова: Непросто играть мышь. Нам приходится в таких сложных костюмах существовать довольно юрко, быстро. Могу сказать, что детские спектакли – это всегда радость и веселье, несмотря ни на что. Как бы сложно они не делались – мы дарим детям радость.
Д.Л.: В возобновляемом спектакле «Догоним солнце» вы будете играть ромашку. Это как?
Маргарита Волкова: Да, я играю ромашку. Ну как это? (смеется) Это огромный спектакль «Догоним солнце», там огромное количество персонажей, кто-то играет гриб. Мы играем лес, который отходит ко сну, осень наступает. У меня там небольшой кусок.
Д.Л.: Взрослая аудитория, у кого дети уже выросли, не ходит на эти спектакли. Поэтому это все остается для нас «за кадром».
Маргарита Волкова: А вы приходите, посмотрите (смеется).
Д.Л.: А какие планы насчет будущих ролей?
Маргарита Волкова: «Месяц в деревне» по И.С. Тургеневу. Я там играю служанку Катю. Идет работа постепенно, постановка очень сложная.
Д.Л.: Мы заговорили про детские спектакли. Большая составляющая вашей работы в театре – это театральная студия. Что это такое? Что вы там делаете?
Маргарита Волкова: В театральной студии мы пытаемся развивать детей. Как и во многих других студиях цель одна – развитие ребенка. Хорошее, правильное развитие. Наша студия занимается тем же самым. Мы даем детям основы актерской профессии. Мы воспитываем внимание, развиваем речевые способности, работаем над пластикой. Мы стараемся дать детям максимально возможное в соответствии с теми временными рамками, которые у нас есть. Конечно, мы не сделаем из них профессиональных артистов — потому что это невозможно, за такой маленький период времени, ведь в театральном ВУЗе выделяется гораздо больше времени на все дисциплины. Но, посещая театральную студию при Новом театре дети, как минимум расширят свой кругозор, получат знания о театре и искусстве, у них появится интерес к литературе, музыке.
Д.Л.: Детям нравится приходить?
Маргарита Волкова: Детям нравится, да. Если они приходят, я полагаю, что им нравится.
Д.Л.: И вам нравится?
Маргарита Волкова: И мне нравится. Я вообще не думала, что буду этим заниматься, но так вышло. Я вдруг поняла, что мне интересно для них что-то придумывать, что-то пробовать, заниматься с ними. Я не говорю им так: «Делайте, а я посмотрю». Я также работаю с ними, участвую во всем.
Д.Л.: Вы в паре работаете с Татьяной Журавлевой?
Маргарита Волкова: Да, мы работаем вместе. У нас средние группы — замечательные ребята. Мы стараемся уделять как можно больше времени актерскому мастерству, также и про речь не забываем. Все делаем вдвоем.
Д.Л.: Вот, была поездка в Иркутск и купание в Байкале. А до этого была поездка на Алтай.
Маргарита Волкова: Это не с театром, это хобби такое.
Д.Л.: Вот о хобби как раз и хотелось поговорить. Что это за увлечение такое?
Маргарита Волкова: Это была не первая поездка на Алтай и надеюсь, что не последняя. Это увлечение такое, называется спортивное ориентирование. Это вид пешего туризма — мы идем в горы и ходим там очень долгое время. Стараемся посетить как можно больше интересных мест. Идем на природу и забываем, что есть какие-то городские проблемы.
Д.Л.: Живете как «дикий турист»?
Маргарита Волкова: Да, так называют. Мы называем тех туристов, что лежат на пляже, матрасниками… а они нас «дикими». Мне лично море вообще не нужно. Я его не очень люблю.
Д.Л.: Но в этом году вы были на море?
Маргарита Волкова: Да, была. Если не путешествовать, то для меня моря достаточно два-три дня — я покупаюсь, полежу на пляже, позагараю, а дальше мне нужно постоянное движение, постоянная смена обстановки. Я не могу находиться на одном и том же месте очень долго. Такой вид отдыха меня очень устраивает, когда я постоянно нахожусь в таком стрессе, но в хорошем стрессе. Конечно, бывают в путешествиях и неприятности, но мы стараемся о них не вспоминать.
Д.Л.: Вы заядлая туристка, любите путешествовать. Вы были уже в Великом Новгороде, во Владимире… И даже берете с собой артисток Нового театра.
Маргарита Волкова: Да, с Таней (Татьяна Журавлева) мы ездили в такое мини-путешествие, в Великий Новгород, заезжали в Тверь к Даше (Дарья Бутакова), а жили у бабушки Даши Бутаковой в Великом Новгороде. У нас такая семейная поездка была. Конечно, мы стараемся куда-нибудь и вместе ездить, если время находится. Я всех привлекаю.
Д.Л.: Как к Лосиному острову относитесь?
Маргарита Волкова: Я гуляла, мы на велосипедах катались здесь. Но у меня свой лес рядом, такой же огромный – Битцевский парк. Конечно, я больше времени провожу в Битцевском парке, гуляя со своей любимой собачкой.
Д.Л.: Можно здесь велосипед завести и перед спектаклем кататься.
Маргарита Волкова: Я как то об этом ещё не задумывалась (смеется).
Д.Л.: Зрители смотрят на новый баннер с фотографиями труппы в фойе театра, сравнивают с прежними Вашими фотографиями и задают вопросы о случившихся изменениях. Как это получилось? Какой секрет? Может кто-то тоже хочет стать такой же красивой или таким же красивым?
Маргарита Волкова: Вы сейчас так говорите, словно раньше я была некрасива (смеется). Конечно, все изменения людей приводят к некому: «Вау! Как это получилось?». У меня нет никаких секретов абсолютно! Я не сидела ни на каких диетах, я не занималась активно спортом. В меру спортом я всегда занимаюсь, делаю зарядку по утрам. Скорее всего, у меня это произошло, потому что должно было произойти.
Д.Л.: То есть, секрет не будет раскрыт?
Маргарита Волкова: Да его нет. Просто так получилось, я знала, что в какой-то момент так произойдет. Мне лучшая подруга сказала: «Ты не боишься? Ты потеряешь все свои лучшие роли». Я говорю: «Настя, почему ты думаешь, что я их потеряю, а не найду еще?» Поэтому, я абсолютно ничего не потеряла. Многие люди, которые плохо меня знают, но думают, что вправе мне писать в соц. сетях, пишут мне: «Мне кажется, ты растеряла свою индивидуальность». Я отвечаю на это сугубо: «Нет, не растеряла». Индивидуальность невозможно потерять, она не таится в весе. У меня просто новый этап в жизни, у меня всегда что-то меняется. Если у меня не будет что-то меняться, я начну чахнуть, как роза.
Д.Л.: Это замечательно, что в Новом театре есть такая артистка, что у Вас появляются новые роли. Желаю вам новых творческих успехов и удачи! Хочется видеть вас чаще на сцене, в разнообразных ролях, амплуа!
Маргарита Волкова: Спасибо!
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ