В 1584 году вышел сборник биографий Андре Теве «Подлинные портреты и жизнеописания знаменитых людей»
Книга эта известна тем, что в ней впервые помещен общепринятый портрет Гутенберга, с тех пор воспроизводившийся в бесчисленном множестве книг, от ученой монографии до школьного учебника.
Автор книги — французский путешественник, географ и историк Андре Теве (1502—1590), носивший звание королевского космографа. Самое крупное из сочинений Теве — «Всеобщая космография» («La cosmographie universelle»), вышедшая в 1575 г. В 1858 г. историк князь А. П. Голицын, переиздававший старинные сочинения иностранцев о России, издал раздел из «Всеобщей космографии» под названием «Московитская космография» («Cosmographie moscovite»).
«Подлинные портреты и жизнеописания» — внушительный том форматом в большой лист (примерно 25×40 см); в книге всего 698 листов. В тексте 225 портретов и еще два иллюстративных титульных листа. Портреты отличной работы, выполнены гравюрой на меди. Заглавие на титульном листе такое:
«Lee vrais povrtraits et vies des hommes illvstres Gréez, Latins, et Payens Recvelliz de levrs tableavx Liures, Medalles antiques, et Modernes. Par André Thevet Angovmoysin, Premier Cosmographe du Roy. A Paris. Par la vefue I. Keruert Et Guillaurne Chaudière Rue st Jacques. 1584. Auec priuilege du Roy» (в переводе: «Портреты и жизнеописания знаменитых людей, греков, латинян и язычников, собранные из их картин, книг, медалей древних и новых. Сочинил Андре Теве Ангуле-мец, первый космограф короля. В Париже, у вдовы Жана Кервера и Гийома Шодьера, на улице святого Иакова. 1584. С королевской привилегией»), По обычаю того времени, в начале книги помещалось посвящение автора папе, монарху или другому знатному лицу и часто стихи, восхваляющие автора и его книгу. Книга Теве также начинается портретом тогдашнего французского короля Генриха III и посвящением Теве королю. За ним следует предисловие, портрет Теве и прославляющие Теве стихи разных авторов на французском, латинском, греческом и древнееврейском языках.
Основной текст жизнеописаний делится на 8 книг. Как указано в заглавии, Теве делит своих героев на «греков, латинян и язычников»; к «грекам» он относит собственно греков и византийцев, к «латинянам» — римлян и все новые европейские народы (в том числе и русских), к «язычникам» — уроженцев Востока, Африки и Америки. Распределение биографий по книгам такое: книга 1-я — грекоязычные отцы церкви и византийские богословы; книга 2-я — грекоязычные поэты, философы и ученые; книга 3-я — латинские отцы церкви и средневековые западные богословы; книга 4-я — христианские монархи и государственные деятели; книга 5-я — полководцы; книга 6-я — ученые, изобретатели и мореплаватели; книга 7-я — поэты и философы; книга 8-я — нехристианские монархи. В общем, книги 1-я и 2-я посвящены «грекам», книга 8-я — «язычникам», а остальные книги — «латинянам». В 5-й книге среди «латинских» государей есть и один русский — великий князь Василий Иоаннович, первый из русских правителей сделавшийся широко известным на Западе благодаря популярной книге барона Сигизмунда Герберштейна «Записки о московских делах». В тексте биографии Василия, как образец «языка московитов», помещена молитва «Отче наш», напечатанная латинскими буквами. В начале почти каждой биографии помещен портрет. Всего в книге Теве 233 биографии.
Замечательна 6-я книга жизнеописания, где Теве поместил биографии знаменитых людей Возрождения; среди героев 6-й книги — папа-гуманист Пий II, Иоганн Гутенберг, Пико де Мирандола, Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Фердинанд Магеллан, Томас Мор, Эразм Роттердамский, космограф Себастьян Мюнстер. Для книговедов особенно замечательна биография Гутенберга. «Мы можем с уверенностью признать, что среди самых прекрасных и похвальных изобретений книгопечатание было и теперь есть наилучшее и наиценнейшее»,— этими словами начинает Теве свой очерк. Как известно, в старину изобретение книгопечатания нередко приписывали не Гутенбергу, а другим лицам — Иоганну Фусту, Петеру Шефферу, Иоганну Ментелину и другим. Для Теве нет сомнений, что книгопечатание изобретено именно Гутенбергом: «Это искусство изобретено в Майнце, городе в Германии, в 1442 г. Иоганном Гутенбергом, немцем и благородным рыцарем, там, где он впервые начал свои опыты».
Перед биографией Гутенберга помещен его портрет. На портрете Гутенберг изображен уже в старости, с длинной раздвоенной бородой; на нем богатый кафтан и шапка с меховой оторочкой. Гутенберг— за работой: он сидит за столом, в правой руке держит инструмент вроде резца, в левой — что-то вроде печати, на которой вырезаны буквы латинского алфавита. Костюм Гутенберга заметно более поздний, чем те, что носили в его времена. Насколько портрет похож, теперь можно только гадать: никакие прижизненные портреты Гутенберга нам не известны, также не известны и какие-либо описания его внешности. Хотя Теве и подчеркивал, что в его книге помещены «подлинные портреты», многие довольно условны. Так же условны и костюмы: многие «знаменитые люди» одеты или в современную Теве одежду, или в условные античные или восточные наряды.
Портрет Гутенберга, помещенный в книге Теве,— второй по счету из появившихся в книгах. Первый портрет, почти такой же поздний, находится в книге Генриха Пантале-она «Жизнеописания знаменитых немцев» («Lebensbeschreibungen berühmter Deutsher»), изданной в Базеле в 1578 г. Портрет в книге Теве похож на этот первый портрет, но у Теве Гутенберг заметно старше, а портрет гораздо более искусной работы. Благодаря популярности Теве помещенный в ней портрет Гутенберга стал общепринятым и воспроизводился всякий раз, когда где-то помещалось изображение первопечатника. Именно Теве и его книге обязаны мы тем обликом Гутенберга, который известен всем нам.
А. А. Круминг
Памятные книжные даты. М., 1984.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ