3 апреля исполняется 100 лет со дня рождения американского актера Марлона Брандо (1924-2004). К этой дате публикуем очерк о театральных работах Марлона Брандо.
Марлон Брандо в девятнадцатилетнем возрасте приехал в Нью-Йорк. Работая где придется, он одновременно учился в театральной школе. Его наставниками были Эрвин Пискатор и Стелла Адлер, известная американская актриса и педагог. Сценический дебют Брандо состоялся в 1944 году, в труппе Американского театра для молодых зрителей. В первые годы работы на сцене он сыграл Готвальда («Вознесение Ганнеле» Гауптмана), Себастьяна («Двенадцатая ночь» Шекспира), Марчбэнкса («Кандида» Шоу с К. Корнелл в главной роли). О незаурядном таланте Брандо заговорили после премьеры «Траклайн кафе» М. Андерсона (1946), где актер играл роль ревнивого, терзаемого сомнениями и подозрениями мужа.
Но громкий успех и признание пришли к Брандо, когда он исполнил роль Стэнли Ковальского в пьесе Т. Уильямса «Трамвай «Желание» (1947). Стэнли Ковальский стал и первой знаменитой ролью Брандо в кино. По мнению американской критики, игра молодого актера в пьесе «Трамвай «Желание» произвела сенсацию и «к тому времени, как Брандо сыграл свою вторую знаменитую роль — Терри Мэллой в фильме «На набережной», — его реалистический, сдержанный, полный импровизации стиль уже произвел революцию в американском драматическом искусстве».
Советские зрители видели М. Брандо в фильме «Погоня» (режиссер А. Пейн).
Из воспоминаний американской актрисы Евы ле Гальенн
В конце февраля я пошла смотреть спектакль «Траклайн кафе». . . Зрители и я не особенно увлеклись пьесой и уделяли ей не более чем вежливое и несколько рассеянное внимание, когда внезапно в последнем акте мы все были наэлектризованы удивительным молодым актером, который сыграл сцену с такой яростной и непреклонной правдивостью, что, когда он ушел за кулисы, ему аплодировали, по крайней мере, в течение двух минут. Взглянув на свою программу, я увидела имя Марлона Брандо и покинула театр, убежденная, что это один из тех редких талантов, какие лишь изредка появляются вполне оперившимися из рук «господа бога».
Несколько недель спустя я увидела, как этот же самый актер играл Марчбэнкса в спектакле «Кандида», возобновленном мисс Корнелл… Невозможно поверить, что он же был большим, неуклюжим, грубым, довольно жестоким героем из «Траклайн кафе». В «Кандиде» он казался небольшим и стройным, подвижным и наделенным почти лирической красотой. Однако эта трансформация достигалась не внешними средствами; она возникла исключительно от внутреннего перевоплощения.
Редко так поражали меня потенциальные возможности молодого исполнителя. Я чувствовала, что это актер с искрой настоящего таланта, актер, который мог бы, получив надлежащие благоприятные условия и воспитание, стать одним из действительно значительных актеров нашего времени.
Из кн.: Eva Le Gallienne. With a Quiet Heart. N. Y., 1953.
Марлон Брандо в роли Стэнли Ковальского («Трамвай «Желание» Т. Уильямса)
Марлон Брандо, который играет Стэнли Ковальского, — актер подлинной силы. У него есть то, что однажды кто-то назвал «высокой видимостью» на сцене. Его молчание говорит даже больше, чем его речь. Благодаря напряженной сосредоточенности актера на том, что он думает или делает в каждый данный момент своего пребывания на сцене, все наше внимание устремляется на него. Характерная черта Брандо — острая чувствительность. Жестокость его героя не присуща самому актеру: это то свойство, которое он должен «сочинить». Сочетание сильной, интроспективной и почти лирической индивидуальности с личиной жестокого грубияна придает характеру Стэнли нечто мучительно болезненное.
Из кн.: Harold Clurman. Lies Like Truth. N. Y. 1958.
Театральный календарь на 1974 год. М., 1973.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ