11 января исполняется 125 лет со дня рождения американской актрисы и режиссера Евы ле Гальенн (1899-1991). К этой дате публикуем эту статью о творчестве замечательной американской актрисы и режиссера.
В 1915 году юная, восторженная англичанка Ева ле Гальенн приехала в Америку. Совсем недавно она успешно дебютировала на сцене лондонского Театра принца Уэльского и теперь с нетерпением и надеждой ожидала встречи с театрами Нью-Йорка. Познакомившись с ними, она почувствовала замешательство: всюду шли легкие комедии, фарсы, музыкальные шоу. Классика тут была бедной Золушкой, а Ева ле Гальенн приехала в Америку со списком ролей, которые поставила себе целью обязательно сыграть до сорока лет. В списке стояли ибсеновские Гедда Габлер и Хильда («Строитель Сольнес»), шекспировские Джульетта и Гамлет, Питер Пэн, Маргарита Готье, герцог Рейхштадтский из «Орленка» Ростана. Оказалось, что никого этот репертуар не интересует, театра с постоянной труппой в Нью-Йорке вообще нет, серьезные предложения от режиссеров заставляют себя ждать.
Ева ле Гальенн проявила незаурядную силу характера. Она бралась за различные роли, но не отступила от своих замыслов, к которым вскоре прибавился новый — создание общедоступного театра со стабильной труппой и широким репертуаром. «Искусство должно принадлежать всем и каждому, кто нуждается в нем, — писала актриса. — Здесь нет места сделке, торговле. Это — дело служения людям. Вся моя идея заключается в том, что театр должен быть доступен, как доступна Публичная библиотека, как доступен музей». Идея создания подобного организма окрепла после гастролей в США Московского Художественного театра в 1923—1924 годах, но приступить к выполнению своей задачи Ева ле Гальенн смогла только в 1925 году, когда, сыграв Джули и принцессу Александру в пьесах Мольнара «Лилиом» и «Лебедь», она выдвинулась в число ведущих американских актрис.
Критик У. Фелпс утверждал: «Одно из величайших событий в истории американской сцены произошло 26 октября 1926 года, когда Ева ле Гальенн открыла Гражданский репертуарный театр». В течение шести лет Ева ле Гальенн была директором, художественным руководителем, режиссером и ведущей актрисой этого театра. Она пропагандировала произведения мировой классической драматургии, познакомила американскую публику с пьесами Жироду, Чехова, Толстого. Всеобщим признанием и популярностью пользовались спектакли «Ромео и Джульетта», «Вишневый сад», «Питер Пэн» Дж. Барри, «Алиса в стране чудес» (по сказке Л. Кэррола).
Ева ле Гальенн завоевала репутацию умной, тонкой актрисы, тяготеющей к искусству внутреннего перевоплощения, к выявлению психологического подтекста роли (Элеонора Дузе как-то советовала Еве ле Гальенн вступить в труппу Московского Художественного театра). В ее режиссерской деятельности, особенно в постановках пьес Чехова, было ощутимо влияние МХТ.
Ева ле Гальенн с успехом играла Джульетту, Виолу в «Двенадцатой ночи»; она сумела передать поэтичность и сложность чеховских героинь— Маши, Аркадиной, Вари («Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад»). Легкостью и изяществом отличалась она в комедиях Мольера, Гольдони, Барри. Критики одобрили ее смелый выход в роли Гамлета (1937) в шекспировской трагедии.
Чаще и больше всего Ева ле Гальенн выступала в драмах Ибсена. Образы любимого драматурга стали лучшими созданиями актрисы: Хильда («Строитель Сольнес»), Элла («Иун Габриэль Боркман»), Гедда Габлер, Ребекка («Росмерсхольм»).
Американский театровед Р. Гилдер писала: «Мисс ле Гальенн является одной из главных интерпретаторов Ибсена в нашей стране. .. Она делает героинь Ибсена понятными: придает им смысл, который глубже их непосредственного значения».
После закрытия — из-за финансовых трудностей— Гражданского репертуарного театра Ева ле Гальенн гастролировала по стране со спектаклями «Гедда Габлер» и «Строитель Сольнес», принимала приглашения различных трупп, предпочитая серьезные по духу и направлению коллективы: «Гилд», Драматический театр. В 1946 году она вместе с Ч. Кроуфорд и М. Уэбстер основала Американский репертуарный театр, правда, просуществовавший лишь год.
Американские газеты с восторженным удивлением писали о «бескорыстной преданности» Евы ле Гальенн театру — ее пример в глазах трезвой, деловитой американской критики был необычен. Талантливая актриса и режиссер, лучшая исполнительница ибсеновских ролей, она отказалась от бродвейской карьеры, сулившей громкую славу, деньги, и выбрала иной путь, не сулящий ни шумного успеха, ни богатства. Всю жизнь она ревностно служила театру высоких страстей и высокой драматургии. Она стремилась к тому, чтобы ее искусство несло в жизнь правду, мудрость, чтобы оно помогало людям понять друг друга.
С 1950-х годов Ева ле Гальенн все реже выступает на сцене, ибо американский театр, по ее словам, становится «мрачной и жестокой игрой случая». Иногда она появлялась в своих старых ролях — Аркадина («Чайка»), королева Елизавета («Мария Стюарт» Шиллера), фру Альвинг («Привидения» Ибсена). Грустное признание вырвалось у Евы ле Гальенн на страницах книги «Со спокойным сердцем», написанной в 1953 году: «Я не знаю, есть ли еще для меня место в американском театре. Иногда я сомневаюсь в этом».
В. Миронова
Театральный календарь на 1974 год. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ