21-го февраля исполняется 125 лет со дня рождения украинского советского актера Дмитрия Емельяновича Милютенко (1899-1966). К этой дате публикуем статью о творчестве замечательного актера.
Народный артист СССР Дмитрий Емельянович Милютенко был учеником и многолетним соратником выдающихся украинских режиссеров Леся Курбаса и Гнита Юры. Он работал в театре «Березиль» (1927—1936) и в Театре им. И. Я. Франко (1923—1927; 1936—1966).
Свои лучшие роли Милютенко создал в пьесах украинских драматургов: Пузырь, Калитка («Хозяин», «Сто тысяч» И. Карпенко-Карого), Харлампий («Не судьба» М. Стариц-кого), Аркадий, Чеснок («Платон Кречет», «В степях Украины» А. Корнейчука), Пивень ( «Диктатура» И. Микитенко) и др.
Д. Е. Милютенко в роли Герасима Калитки («Сто тысяч» И. Карпенко-Карого, Киевский академический украинский драматический театр имени И. Я. Франко)
…Актер с юных лет полюбил эту пьесу. Его привлекала в ней необыкновенная правдивость, мастерское изображение быта, колоритная народная речь.
Уже с первого появления на сцене Милютенко— Калитка активно заинтересовывает зрителя. Он умело использует знаменитый монолог своего героя «Ох, земелько», чтобы сразу же привлечь внимание к его будто бы сложной и тонкой, а на самом деле заскорузлой и примитивно тупой душе.
Вот он почти влюбленно вспоминает о первой весенней оттепели и при этом расправляет плечи, полной грудью вдыхает свежий степной воздух, словно бы пьет все запахи пробудившегося от зимнего сна поля. Голос актера набирает силу, поднимается почти до торжественного звучания. На какое-то мгновение кажется, что перед нами глубоко лиричная натура, которая и на самом деле способна опоэтизировать природу. И вдруг, обращаясь к этой самой «земельке», Калитка — Милютенко говорит: «Как хорошо бы заграбастать тебя всю сразу. Приобрести бы тебя без счету». И на глазах меняется человек.
Мираж рассеивается, перед зрителями предстает озлобленный, не знающий удержу в своей страсти «живоглот». Его цепкие пальцы сжимаются в кулак, хитро прищуренные глаза будто меряют бескрайние просторы, а в воспаленном воображении маячат пачки денег, которые приплывут к нему в руки, если только не выпустит он из них своей драгоценной «земельки».
С этой минуты Милютенко ни на миг не смягчает рисунка роли. Более того, он с беспощадным сарказмом высмеивает безудержную жажду обогащения своего героя.
Вот он вырывает из рук работника кусок хлеба и не стыдится признаться, что не в силах смотреть, как человек ест.
Дмитрий Емельянович играет этот эпизод «взаправду» — Герасиму некого стыдиться, он у себя дома, в его голове даже не возникает мысли скрыть свою животную скупость.
А вот он до восхода солнца гонит жену и сына на работу, чтобы и минуты не пропало даром, потому что потерянный час для него — потерянные деньги. Это он делает тупо, спокойно, ни на миг не сомневаясь в своей правоте, не задумываясь над противоестественной жестокостью своих поступков.
Он и с богом запанибрата, не стыдится открыто говорить с ним про свою страсть к наживе, потому что считает это природным инстинктом человека.
Или в ожидании легкой поживы — выгодной купли фальшивых ассигнаций — начинает пить. Он быстро пьянеет, пускается в пляс, но в его веселье нет настоящей радости, движения Герасима нарочито резки, а тело будто содрогается в нестерпимых конвульсиях. Какая же это радость — деньги будут только завтра!..
Обманутый Калитка решает повеситься. Его вынимают из петли, и он остается жить.
Полубезумный, захлебываясь от слез, Герасим — Милютенко чуть ли не проклинает тех, кто спас ему жизнь.
В этом кульминационном моменте роли и пьесы актер находит материал для окончательного раскрытия хищнической натуры Калитки.
И если на протяжении всего спектакля Милю-тенко с помощью беспощадных сатирических приемов развенчивал отдельные черты характера своего персонажа, то в заключительной сцене он безжалостно разоблачает его до конца.
Калитка не вызывает жалости ни у кого в зале. Он смешон и страшен: смешон в своем жалком бессилии перед всесильной жадностью и страшен своим животным естеством, в котором утрачены последние остатки человеческого. . .
Из кн.: Р. Терещенко. Дмитро Омелянович Мiлютенко. Киiв, 1961.
Театральный календарь на 1974 год. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ