290 лет со дня рождения французского композитора Франсуа-Жозефа Госсека

17-го января исполняется 290 лет со дня рождения французского композитора Франсуа Жозефа Госсека (1734-1829). К этой дате публикуем статью о творчестве французского композитора.

В историю музыкальной культуры Ф. Ж. Госсек вошел как крупный музыкально-общественный деятель, творческая и общественная деятельность которого имела широкий диапазон.

Госсек родился в семье крестьянина, в селении Верньи (Бельгия), музыкальное образование получил в певческой школе при кафедральном соборе Антверпена. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Париж и с помощью Ж Ф. Рамо быстро завоевал авторитет. Его карьера началась в одном из лучших оркестров Европы — в оркестре известного мецената Ла Пуплиньера, — репертуар которого включал лучшие достижения итальянской и мангеймской симфонических школ. Эго способствовало появлению первых симфонических опытов Госсека и дальнейшую ревностную приверженность музыканта этому жанру. Композитором создано шестьдесят симфоний и концертных симфоний, а также около пятидесяти других инструментальных форм (квартетов, трио, увертюр и т. п.), написанных как в манере итальянских, мангейм-ских мастеров, так и в духе французского инструментализма.

Интенсивная концертная практика (Госсек служил также в капелле графа Конти) породила у композитора идею основания в 1769 году нового концертного общества «Концерты любителей». С 1773 по 1777 год он руководил также старейшей концертной организацией «Духовные концерты”.

Французский музыкант не мог пройти мимо ведущего жанра своего времени и написал большое количество комических опер. Среди них — «Мнимый лорд”, «Алексис и Дафна», «Рыбаки”, «Туанон и Туанетта», «Сельский праздник”. Правда, в этой области ему нелегко было соперничать с выдающимися мастерами -Гретри и Монсиньи. Для новых поколений Госсек остался мастером инструментальной музыки и особенно — крупнейшим композитором Французской Республики. В последнее десятилетие XVIII века, в годы Великой французской революции, Госсек создал немало ярких композиций на патриотическую тему, которые положили начало новым музыкальным жанрам: массовой революционнопатриотической песне и траурному маршу («Песнь 14 июля», «Траурный марш»). Большую роль в музыкальной жизни революции сыграл монументальный Те Deum для двух тысяч исполнителей, открывший серию грандиозных торжеств и празднеств революции. Для этих церемоний Госсек постоянно писал музыку: апофеоз «Дароприношение Свободе» — по случаю свержения монархии; оперу «Триумф Республики» — на казнь короля; «Гимн Верховному существу», «Дифирамб Федерации”, «Гимн Свободе», хор «Пробудись, народ!” и др. Своим творчеством этих лет композитор внес заметный вклад в процесс интонационного и образного обновления французской музыки и воздействовал не только на музыкальный язык, но и на само художественное мышление композиторов XIX века.

Это интересно:   145 лет со дня первого исполнения Четвертой симфонии П. И. Чайковского

В 1789 году по инициативе Госсека в Париже возникла Королевская школа пения и декламации, которая затем была преобразована в Национальный музыкальный институт (1793) и в консерваторию (1795). На протяжении десяти лет Госсек был ее профессором и инспектором. Вместе с коллегами он работал над учебниками по музыкально-теоретическим предметам, создавая методическую базу учебного цикла. Он был серьезно увлечен новым видом деятельности, отдавая ему много времени и сил. Однако в первые же годы Реставрации восьмидесятилетний композитор-республиканец был отстранен от работы в консерватории (вместе со своим соратником Б. Сарре-том). Не помогли никакие проявления общественного протеста. Госсек уединился в пригороде Парижа, в Пасси, где и умер.

Великая эпоха в истории Франции осветила своими лучами последний творческий период Госсека, ставший наиболее ярким. Именно поэтому, как считают французы, «имя Госсека останется вместе с именами Давида и Ж. М. Шенье, как славного представителя искусства, рожденного революцией, как представителя движения одновременно социального, философского, художественного, которое организовало празднества первой республики” (Радиге).

Te Deum а Grand Orchestre (1779)

Soprano: Jill Feldman
Mezzo-soprano: Brigitte Lafon
Haute-contre: Gérard Lesne
Tenor: Howard Milner
Bass: Glenn Chambers

Chorus: Choeur National

Orchestra: Choeur et Orchestre de Paris-Sorbonne

Conductor: Jacques Grimbert

С. Рыцарев

Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ