И снова Настоящий Запад — три года восстановлению спектакля

18 апреля 2015 года на сцене Нового театра был восстановлен спектакль «Настоящий Запад».

Всегда есть в жизни что-то знаковое, что-то определяющее. Бывает так, что спектакль и его герои врезаются тебе в память, в душу. Спектакль ведь не кино – нельзя пленку прокрутить заново. После спектакля остаются только твои ощущения, какой-то настрой… Ты не помнишь уже какие-то детали в увиденном много лет назад спектакле, а какие-то детали наоборот помнишь отчетливо. Ты можешь возвращаться к увиденному и через годы.

Настоящий Запад появился на сцене Нового театра осенью 2005 года. И тогда же я впервые увидел эту историю Сэма Шепарда о двух братьях. Темная сцена, стол, печатная машинка и стрёкот сверчков. Один брат – бродяга. Другой брат – успешный сценарист. Их вроде ничего уже не объединяет, кроме материнского дома в котором оба случайно оказались. У одного впереди – пустота. У другого – размеренная и спокойная жизнь. А что если поменять все местами. Что если преуспевающего сценариста сделать неудачником. А бродягу, наоборот, сделать чуть ли не миллионером. Все эти трансформации происходят стремительно и захватывают тебя. А может, двух братьев все же объединяет значительно больше, чем они думают!?

К сожалению, спектакли сходят со сцены. Так сошел когда-то и Настоящий Запад. И в один день я его уже не обнаружил в афише. Знаете, бывает грустно – когда спектакли сходят со сцены. Особенно такие спектакли, которые оставляют в тебе что-то… или, может, не оставляют тебя равнодушным… Ведь я до сих пор вряд ли Вам скажу – что такое для меня Настоящий Запад, чем он мне интересен и чем он мне нравится или что в нем такого, почему его надо смотреть. Рассказанная в спектакле история не представляет собой что-то особо интересного… Игра артистов – но они играют и в других спектаклях Нового театра, и хорошие роли… Музыка, декорации – может это!? А вот бывает так, что не знаешь – просто приходишь на спектакль и смотришь, а почему приходишь сказать не можешь. Наверное в этом спектакле сочетается многое – и экспрессия, динамика… и какая-то заложенная в реплики героев спектакля философия… А может и что-то иное. А может, так и надо, что ты просто смотришь действие, которое тебя вовлекает, которое тебе запоминается и которое ты не можешь себе объяснить — почему смотришь. Может, это и есть настоящее искусство, настоящий театр.

Это интересно:   Ушел из жизни голос целой эпохи - Иосиф Кобзон

Театр жил своей жизнью, а Настоящий Запад оставался в памяти – как какое-то рассказанное когда-то откровение. А может, мне так хотелось, что бы этот спектакль вернулся к жизни. Может, этот спектакль уже так врос в Новый театр, что без него уже было нельзя и эта мысль блуждала по театру… Когда-то в Настоящем Западе был тандем двух интересных артистов – Михаила Калиничева и Никиты Алфёрова. Это был их спектакль – на двоих. Два брата – Остин и Ли. И как себе представить было, что эти роли будет играть кто-то другой. Что по клавишам печатной машинки будет стучать не Никита Алферов, а какой-нибудь другой артист… Знаете, незаменимых нет – это с одной стороны… А с другой стороны… С другой стороны – вот есть незаменимые… Бывает, и спектакли умирают – меняется артист в спектакле – и спектакль постепенно стихает что-ли, уходит на второй план. Поэтому, думаю, что возродить к жизни Настоящий Запад без Никиты Алферова было немыслимо. Ведь будут сравнивать, те кто видел первую постановку, то что было и то что есть. Какая ответственность, какой груз ложится на того артиста, который будет играть роль Никиты Алферова в этом спектакле. В 2015-м году мне казалась сама идея восстановления спектакля немыслимой… Хотя я, конечно, очень хотел чтобы этот спектакль жил…

Зимой 2015-го года стало ясно, что премьера уже назначена – 18 апреля 2015-го года Настоящий Запад снова будет на сцене Нового театра. Это было чудом. Правда. Так здорово, когда откуда-то вдруг возвращается то, что ты любишь. Вот так бы с людьми… Вроде, человек ушёл – его нет… А тут – он возвращается. Роль Никиты Алфёрова перешла Евгению Рубину. И большая часть ответственности за возродившейся спектакль легла на Евгения Рубина. И знаете… получилось не возродить старый Настоящий Запад. Нет. Получилось создать его новую иную версию. То что сделали и режиссер и артисты – это уже новый спектакль, отличный от того что было. Поэтому я никогда не сравнивал и не буду сравнивать то, как играл когда-то Никита Алферов и как сейчас в Настоящем Западе играет Евгений Рубин. Евгений Рубин играет по-своему. Так и должно быть. Как иначе!? Даже по фигуре, по цвету волос по многому другому Евгений Рубин отличался от предыдущего исполнителя роли Никиты Алферова.

Это интересно:   Малыши школы № 1374 побывали за кулисами Московского Нового драматического театра

18 апреля 2015 года был мрачный холодный день. Не весна – а прямо какая-то осень. Дул ветер, дождь. Вечером должна была состояться премьера восстановленного спектакля. И снова на сцене столик, лупатый, печатная машинка и стрекот сверчков или цикад… Казалось бы все вернулось тогда, лет на десять назад. Но я уже видел других героев. Герой Калиничева стал старше, а герой Рубина стал несколько иным, чем прежний. Да, это был уже не спектакль 2005-го года. Это был иной, отличный спектакль. Конечно, я вспоминаю тот, первый спектакль, те свои ощущения. Но, ведь что интересно – важно бывает не копировать чью-то игру, а играть так, как ты сам это видишь. Конечно, Евгений Рубин не копировал предшественника – он играл уже своего героя, он сделал этого Остина своим и сделал это так, что я не почувствовал какого-то отторжения увиденного, и что правда – даже мысли сравнивать двух артистов не было. Мне показалось это чем-то очень необычным… В этот день я забыл дома очки и видел на сцене только очертания. В конце спектакля один брат (Рубин) начинает душить другого брата (Калиничев), и учитывая, что я был без очков – все выглядело настолько реалистично, настолько естественно в тот день, что те полминуты пока Михаил Калиничев лежал навзничь, задушенный своим партнером – я думал, что произошло что-то неладное… Тот спектакль запомнился… Это было чудом, это дало много радости. А ведь спектакль и должен давать людям радость. И Настоящий Запад зажил – он уже три года на афише Нового театра. Хочется, что бы спектакль жил и жил на сцене…

Это интересно:   Анонс: скоро на нашем сайте о вечере памяти Богдана Ступки в Доме актера

А я могу сказать только спасибо талантливым артистам, которые живут на сцене в этом спектакле. Особенно хочу сказать спасибо Евгению Рубину, который сделал своего Остина. Этот спектакль дарит мне радость и после трех лет с того памятного дня – я вновь и вновь иду в Новый театр на этот спектакль в предвкушении чего-то чудесного.

Дмитрий Ластов

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ