18 апреля 2015 года на сцене Нового театра был восстановлен спектакль «Настоящий Запад».
Всегда есть в жизни что-то знаковое, что-то определяющее. Бывает так, что спектакль и его герои врезаются тебе в память, в душу. Спектакль ведь не кино – нельзя пленку прокрутить заново. После спектакля остаются только твои ощущения, какой-то настрой… Ты не помнишь уже какие-то детали в увиденном много лет назад спектакле, а какие-то детали наоборот помнишь отчетливо. Ты можешь возвращаться к увиденному и через годы.
Настоящий Запад появился на сцене Нового театра осенью 2005 года. И тогда же я впервые увидел эту историю Сэма Шепарда о двух братьях. Темная сцена, стол, печатная машинка и стрёкот сверчков. Один брат – бродяга. Другой брат – успешный сценарист. Их вроде ничего уже не объединяет, кроме материнского дома в котором оба случайно оказались. У одного впереди – пустота. У другого – размеренная и спокойная жизнь. А что если поменять все местами. Что если преуспевающего сценариста сделать неудачником. А бродягу, наоборот, сделать чуть ли не миллионером. Все эти трансформации происходят стремительно и захватывают тебя. А может, двух братьев все же объединяет значительно больше, чем они думают!?
К сожалению, спектакли сходят со сцены. Так сошел когда-то и Настоящий Запад. И в один день я его уже не обнаружил в афише. Знаете, бывает грустно – когда спектакли сходят со сцены. Особенно такие спектакли, которые оставляют в тебе что-то… или, может, не оставляют тебя равнодушным… Ведь я до сих пор вряд ли Вам скажу – что такое для меня Настоящий Запад, чем он мне интересен и чем он мне нравится или что в нем такого, почему его надо смотреть. Рассказанная в спектакле история не представляет собой что-то особо интересного… Игра артистов – но они играют и в других спектаклях Нового театра, и хорошие роли… Музыка, декорации – может это!? А вот бывает так, что не знаешь – просто приходишь на спектакль и смотришь, а почему приходишь сказать не можешь. Наверное в этом спектакле сочетается многое – и экспрессия, динамика… и какая-то заложенная в реплики героев спектакля философия… А может и что-то иное. А может, так и надо, что ты просто смотришь действие, которое тебя вовлекает, которое тебе запоминается и которое ты не можешь себе объяснить — почему смотришь. Может, это и есть настоящее искусство, настоящий театр.
Театр жил своей жизнью, а Настоящий Запад оставался в памяти – как какое-то рассказанное когда-то откровение. А может, мне так хотелось, что бы этот спектакль вернулся к жизни. Может, этот спектакль уже так врос в Новый театр, что без него уже было нельзя и эта мысль блуждала по театру… Когда-то в Настоящем Западе был тандем двух интересных артистов – Михаила Калиничева и Никиты Алфёрова. Это был их спектакль – на двоих. Два брата – Остин и Ли. И как себе представить было, что эти роли будет играть кто-то другой. Что по клавишам печатной машинки будет стучать не Никита Алферов, а какой-нибудь другой артист… Знаете, незаменимых нет – это с одной стороны… А с другой стороны… С другой стороны – вот есть незаменимые… Бывает, и спектакли умирают – меняется артист в спектакле – и спектакль постепенно стихает что-ли, уходит на второй план. Поэтому, думаю, что возродить к жизни Настоящий Запад без Никиты Алферова было немыслимо. Ведь будут сравнивать, те кто видел первую постановку, то что было и то что есть. Какая ответственность, какой груз ложится на того артиста, который будет играть роль Никиты Алферова в этом спектакле. В 2015-м году мне казалась сама идея восстановления спектакля немыслимой… Хотя я, конечно, очень хотел чтобы этот спектакль жил…
Зимой 2015-го года стало ясно, что премьера уже назначена – 18 апреля 2015-го года Настоящий Запад снова будет на сцене Нового театра. Это было чудом. Правда. Так здорово, когда откуда-то вдруг возвращается то, что ты любишь. Вот так бы с людьми… Вроде, человек ушёл – его нет… А тут – он возвращается. Роль Никиты Алфёрова перешла Евгению Рубину. И большая часть ответственности за возродившейся спектакль легла на Евгения Рубина. И знаете… получилось не возродить старый Настоящий Запад. Нет. Получилось создать его новую иную версию. То что сделали и режиссер и артисты – это уже новый спектакль, отличный от того что было. Поэтому я никогда не сравнивал и не буду сравнивать то, как играл когда-то Никита Алферов и как сейчас в Настоящем Западе играет Евгений Рубин. Евгений Рубин играет по-своему. Так и должно быть. Как иначе!? Даже по фигуре, по цвету волос по многому другому Евгений Рубин отличался от предыдущего исполнителя роли Никиты Алферова.
18 апреля 2015 года был мрачный холодный день. Не весна – а прямо какая-то осень. Дул ветер, дождь. Вечером должна была состояться премьера восстановленного спектакля. И снова на сцене столик, лупатый, печатная машинка и стрекот сверчков или цикад… Казалось бы все вернулось тогда, лет на десять назад. Но я уже видел других героев. Герой Калиничева стал старше, а герой Рубина стал несколько иным, чем прежний. Да, это был уже не спектакль 2005-го года. Это был иной, отличный спектакль. Конечно, я вспоминаю тот, первый спектакль, те свои ощущения. Но, ведь что интересно – важно бывает не копировать чью-то игру, а играть так, как ты сам это видишь. Конечно, Евгений Рубин не копировал предшественника – он играл уже своего героя, он сделал этого Остина своим и сделал это так, что я не почувствовал какого-то отторжения увиденного, и что правда – даже мысли сравнивать двух артистов не было. Мне показалось это чем-то очень необычным… В этот день я забыл дома очки и видел на сцене только очертания. В конце спектакля один брат (Рубин) начинает душить другого брата (Калиничев), и учитывая, что я был без очков – все выглядело настолько реалистично, настолько естественно в тот день, что те полминуты пока Михаил Калиничев лежал навзничь, задушенный своим партнером – я думал, что произошло что-то неладное… Тот спектакль запомнился… Это было чудом, это дало много радости. А ведь спектакль и должен давать людям радость. И Настоящий Запад зажил – он уже три года на афише Нового театра. Хочется, что бы спектакль жил и жил на сцене…
А я могу сказать только спасибо талантливым артистам, которые живут на сцене в этом спектакле. Особенно хочу сказать спасибо Евгению Рубину, который сделал своего Остина. Этот спектакль дарит мне радость и после трех лет с того памятного дня – я вновь и вновь иду в Новый театр на этот спектакль в предвкушении чего-то чудесного.
Дмитрий Ластов