14-го января в 1904-м году родился казахский художник Абылхан Кастеев. В этом году исполняется 120 лет со дня рождения художника. К 120-летию художника Абылхана Кастеева публикуем эту заметку.
У казахского народа, совершившего в послереволюционные годы грандиозный исторический скачок из времен феодализма в эру социализма, прежде не было станкового искусства. Рождение станкового изобразительного искусства было связано с развитием основ современной культуры, с борьбой за новую жизнь народа. Первыми учителями казахских живописцев были русские художники-энтузиасты (например, Н. Г. Хлудов), всей душой полюбившие этот прекрасный степной край, поверившие в его будущность. В студии у Н. Г. Хлудова учился и Абылхан Кастеев, который стал одним из первых живописцев-казахов. Занятия в студии (1929—1931) протекали в традициях школы русского реалистического искусства прошлого века, верным последователем которой был учитель. Кастеев быстро усвоил необходимые для самостоятельной работы навыки. В своих произведениях он стремится запечатлеть перемены в исторических судьбах родного народа. В конце 1930-х годов Кастеев выступил с серией картин на тему «Старый и новый быт».
Эпизоды драматические здесь перемежаются с праздничными сценами («Колхозный той», 1937; «Купленная невеста», 1938; «Сватовство бая», 1940). Когда сейчас смотришь эти произведения, отмечаешь, что художнику не всегда удается найти верные черты в обрисовке характеров героев; задача точно нарисовать подчиняет себе задачу сделать цвет эмоционально выразительным. Ясна зависимость композиционного построения от распространенных в те годы в живописи схем с несколько внешним противопоставлением «добра» и «зла». Но по сравнению со многими ремесленными поделками эти полотна Кастеева обладают несомненными преимуществами — они написаны искренне, увлеченно, в них есть непосредственность восприятия мира, страстная вера в будущее, искупающие отмеченные профессиональные просчеты.
В последующие годы Кастеев успешно выступает в различных жанрах живописи. Он пишет картину «Турксиб» (1969), его увлекает образ национального героя Амангельды («Атака Аман-гельды», 1939; портрет Амангельды, 1952). Но, пожалуй, наиболее привлекательны среди живописных произведений Кастеева большие полотна о современной жизни казахского народа «Летнее пастбище Челкуде», 1957; «Золотое зерно», 1960). Пейзаж входит как главный элемент в построение образа картины.
Конечно, сегодня облик казахского изобразительного искусства гораздо богаче и разнообразнее, чем во времена, когда начинал молодой Кастеев. Но творчество народного художника Казахской ССР Кастеева остается важной и ценной традицией национальной школы.
Литература: Е. Б. Вандровская. Абылхан Кастеев. M., «Советский художник», 1955.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ