165 лет со дня рождения русского художника и сценографа Виктора Симова

14-го апреля исполняется 165 лет русскому художнику и сценографу Виктору Андреевичу Симову (1858-1935), чья жизнь тесно связана с МХАТом. К этой дате публикуем очерк о жизни и творчестве замечательного русского сценографа. 

Виктор Симов
Виктор Симов

В конце XIX века в русском театре обостряются поиски новой сценической выразительности, поиски синтетизма театрального зрелища, где искусство режиссера, актера, композитора и художника сплавлено воедино. Активное участие в этой реформе принимали деятели Московского Художественного театра (МХТ) К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Прежде всего перед реформаторами стояла задача освободиться от инертности прежнего оформления, от статичности кулисно-арочной конструкции и создать свободную композицию спектаклей, где актер сможет обрести естественность сценического поведения. Каждое драматургическое произведение требует своего художественного фона, своих декораций и костюмов. Задача художника в театре — уловить замысел режиссера и актеров и подчинить этому замыслу свои живописные и конструктивные решения. Такого художника Московский Художественный театр нашел в лице Виктора Андреевича Симова.

В. Симов - Три сестры
В. Симов — Три сестры

Симов начинал свою деятельность театрального декоратора в Частной опере С. И. Мамонтова в первый период ее существования (1885—1886), работая вместе с В. М. Васнецовым, И. И. Левитаном, Н. П. Чеховым. Именно в Мамонтовской опере складывается новый тип художника сцены — активного участника постановки, соавтора режиссера в интерпретации спектакля. Новые живописные искания этого круга предрешили будущий декоративный стиль театрального оформления, но конструкция сценической коробки в спектаклях Частной оперы оставалась по-прежнему замкнутой. Ее разрушил Симов в постановках МХТ, создав естественные мизансцены, сблизив театральное пространство с пространством реальным. Главная заслуга Симова — разработка новых пространственно-планировочных решений. Чисто живописные задачи представляли для художника известную трудность, и он, в основном, работал в макете, воссоздавая на сцене трехмерную пластическую среду, настолько оживленную обилием бытовых реалий, что зачастую она казалась фрагментом действительности. Детальное правдоподобие постановки в эстетике МХТ должно было помочь выявлению внутренней правды образов современной драматургии — Чехова, Горького, Ибсена. «Театр наполнить жизнью — таково было кредо Симова, совпадавшее с замыслами Станиславского и Немировича-Данченко. Жизненная правда мыслилась как этап на пути к правде художественной.

В. Симов - Чайка
В. Симов — Чайка

Стремление Симова к индивидуально-характерному решению каждого спектакля сказалось в постановках исторических пьес «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1898) и «Юлий Цезарь» В. Шекспира (1903). Вкус художника к достоверным деталям не привел к сухому археологизму: масштабности исторических событий соответствует мера обобщения в оформлении. Удача сопутствовала Симову и при оформлении чеховских пьес (все они шли на сцене МХТ в его декорациях). Здесь подробная разработка зрительной среды переросла в поэтический образ: вещи обрели эмоциональную слитность с переживаниями героев и чеховская атмосфера, полная скрытого драматизма, была воссоздана на сиене в той же тональности. Неяркая красочная гамма декораций отвечала стилистике писателя («Дядя Ваня»).

Дядя Ваня
Дядя Ваня

В оформлении пьесы Горького «На дне» Симов приходит к обобщенности решения, монументальности пластического образа. Лаконизм планировки, скупость выразительных детален лишают декорации жанрового оттенка. Именно передвижническая ориентация на жанр часто сковывала театральный талант Симова. Так, пьеса «Мещане» в его интерпретации превратилась в обстоятельный рассказ, полностью лишенный горьковского героического пафоса. В оформлении пьесы «Власть тьмы» перегрузка сцены подлинными и бутафорскими предметами крестьянского обихода заглушила толстовский трагизм, свела трактовку спектакля к характерному жанровому образу. Пристрастие художника к вещественному правдоподобию, отсутствие колористического и декоративного дара обусловили его неудачи в спектаклях сказочнопоэтического плана — например, в «Снегурочке» А. Н. Островского.

В. Симов - Снегурочка
В. Симов — Снегурочка

Симов умел избегать многословия, быть лаконичным в деталях, но его творческий метод, основанный на воспроизведении жизненной правды в ее конкретнобытовых реалиях, оставался неизменным, какой бы спектакль художник ни оформлял — «Горе от ума» Грибоедова или «Анатэму» Л. Андреева. После 1905 года, в связи с новыми тенденциями в театрально-декорационном искусстве, руководители Московского Художественного театра начинают замечать ограниченность этого метода. Станиславский приглашает в театр свежие силы декораторов — В. Егорова, Н. Ульянова. Решения Симова все менее и менее удовлетворяют режиссеров, озабоченных поисками новых форм театральной условности. Влияние живописно-декоративного символизма на творчество Симова было случайным и нестойким — оно свелось к оформлению драмы К- Гамсуна «У жизни в лапах» и созданию живописных эскизов к пьесе Островского «Гроза».

В 1913 году Симов покидает Московский Художественный театр. Он становится главным художником Свободного театра под руководством К- Марджани
швили («Сорочинская ярмарка», «Прекрасная Елена»—1913), одновременно оформляет спектакли Московского Камерного театра («Сирано де Бержерак», 1915), театра Народного дома («Золотой петушок», 1916). Но его имя навсегда осталось связанным с МХТ, чьи эстетические принципы на первом этапе существования художник выразил и претворил с максимальнной полнотой.

Литература: О. Некрасова. Симов. М., 1952

Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1983.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ



КОММЕНТАРИИ

Посмотрите ещё:

К 165-летию польского художника Яна Ционглинского
115 лет со дня смерти польского художника Станислава Выспяньского
415 лет со дня рождения фламандского художника Яна Эразма Квеллина
100 лет эстонской художнице Лейле Мууга
640 лет со дня смерти скульптора Жана Льежского
65 лет со дня смерти русского художника Мстислава Добужинского
130 лет русскому художнику Василию Мешкову
65 лет со дня смерти чешского художника Йозефа Лады
«Школьная классика». Театральное Движение Первых в России
К 140-летию со дня рождения советского скульптора Василия Ватагина
175 лет великому русскому художнику Василию Сурикову
240 лет со дня рождения французского скульптора Франсуа Рюда
315 лет итальянскому художнику-декоратору Джузеппе Валериани
115 лет со дня рождения американского танцовщика и хореографа Хосе Лимона
90 лет со дня смерти русского художника Мануила Аладжалова
215 лет со дня рождения американского художника Уильяма Сиднея Маунта
240 лет со дня рождения русского художника Фёдора Толстого
450 лет со дня смерти выдающегося итальянского скульптора Бенвенуто Челлини
К 190-летию Павла Михайловича Третьякова
130 лет со дня рождения советского художника Льва Жегина
200 лет со дня смерти выдающегося русского художника Григория Угрюмова
115 лет со дня рождения грузинского советского театрального художника Симона Багратовича Вирсаладзе
К 290-летию со дня рождения русского художника Ивана Фирсова
130 лет советскому художнику Аркадию Пластову