125 лет певцу и актеру Полу Робсону

9-го апреля исполняется 125 лет со дня рождения хорошо известного в СССР американского певца и актера Поля Робсона. К этой дате публикуем небольшой очерк о замечательном американском певце. 

Поль Робсон
Поль Робсон

Поль Робсон — замечательный американский певец, актер, пропагандист и исследователь народной музыки, известный всему миру общественный деятель, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».

Его сценическая деятельность началась в 1921 году. После нескольких турне по Европе в 1926—1928 годах он завоевал мировую известность как исполнитель негритянских народных песен. Широкое признание получило его исполнение роли Отелло в одноименной шекспировской трагедии. Эту роль П. Робсон играл в Лондоне и Нью-Йорке.
В 1934 году Робсон впервые посетил СССР и позднее не раз бывал в нашей стране.

 

Назым Хикмет

ПОЛЮ РОБСОНУ

Нам не дают петь наши песни, Робсон,

мой брат, мой негр с жемчужными зубами,

соловей мой с крыльями орла.

Нам не дают петь наши песни, боятся,

Робсон, боятся, чтоб не расточилась мгла
Они боятся пашни и посева, воды текущей,

памяти своей, надежды, Робсон,

да, надежды, всего того, что не покрыла плесень;

они боятся звука шагов, шагающих вперед людей,

и оттого боятся наших песен!

1949

Ю. Завадский, Р. Плятт, С. Бирман и П. Робсон. Москва, 1949
Ю. Завадский, Р. Плятт, С. Бирман и П. Робсон. Москва, 1949

Поль Робсон о работе над ролью Отелло

…Впервые это было в Лондоне. Я долго изучал материалы о постановке шекспировской трагедии, советовался с дочерью Айры Олдриджа — прославленного негритянского трагика. 30 мая 1930 года состоялась премьера в лондонском Савой-театре.

19 декабря 1943 года в нью-йоркском Гильд-театре прошла премьера «Отелло» в постановке Маргарет Вебстер (английской актрисы, ведущего американского режиссера, знатока Шекспира).

Поль Робсон - Отелло
Поль Робсон — Отелло

Именно этот спектакль я очень люблю, быть может потому, что там, кажется, мне удалось лучше всего раскрыть богатство образа Отелло. Я следовал в основном (после многолетнего изучения материалов, в том числе и трудов Станиславского) рисунку роли, который давал замечательный итальянский трагик Томмазо Сальвини, величайший исполнитель роли Отелло. Очень интересен также образ мавра, созданный итальянским певцом, драматическим тенором Франческо Таманьо в опере Верди «Отелло», в конце прошлого века (Сальвини, как и Таманьо, много играл в России).

Это интересно:   К 190 летию со дня рождения американского художника Джеймса Уистлера

Я изучал мемуары Сальвини, записи, по которым он работал, воспоминания о нем современников; в образе Отелло я старался раскрыть и гуманизм Шекспира и осудить дискриминацию, которая окружает чистый и светлый образ мавра. Я навсегда запомнил слова Сальвини, что для актера, играющего роль Отелло, самое важное: «Голос, голос, и еще раз голос!» — и старался донести до зрителя и слушателя музыку шекспировского стиха.

Обратите внимание: Яго у Шекспира говорит в основном прозой. Речь же Отелло всегда поэтична. Потому так справедливы слова Сальвини о голосе актера — исполнителя роли Отелло.

Очень важной я считаю состоявшуюся после спектаклей в Гильд-театре гастрольную поездку с трагедией «Отелло» по всей Америке, когда я смог донести любимый образ до наиболее широкой аудитории.

В Гильд-театре мы давали 8 представлений «Отелло» в неделю; сыграли в Нью-Йорке подряд 296 спектаклей и около 300 представлений дали во время гастрольного турне по Америке.

В Шекспировском Мемориальном театре (100-й сезон!) премьера «Отелло» прошла 7 апреля 1959 года. Эта интересная постановка хорошо принималась публикой.

Костюмы постановки (режиссер Тони Ричардсон, художник Лоудон Сентайл), свет — восхитительны. А вот декорации сложные — конструкции были расположены на трех уровнях.

Мы, актеры, натренировались и чувствовали себя уверенно.

Однако когда мы забирались на третий «этаж», зрители волновались — как бы мы оттуда не свалились (кровать, на которой Отелло душит Дездемону, стояла совсем близко к краю), через несколько спектаклей третий «этаж» был задвинут глубже в сцену — должно быть, для успокоения зрителей…

Играя Отелло, надо найти и выразить переживания, движения благородной души венецианского мавра. Текст Шекспира столь поэтически выразителен, что помогает актеру обрести эмоциональность, страсть…

«Театральная жизнь», 1960, № 6.

…Поль Робсон — великан с добрым сердцем, но в глубине этого сердца горит гнев против тех, кто стремится унизить достоинство народа.

Это интересно:   Хроника советской театральной жизни 90 лет назад (июль 1934 года)

Вальтер Дюранти, известный фельетонист, однажды рассказал мне о встрече, которая у него произошла с группой американских женщин, жителей южных штатов. Речь зашла о том, кто является самым выдающимся и самым типичным американцем. Группа решила, что такой человек должен быть: 1) рожден в США, 2) первоклассным студентом и отмечен наградой за ученость, 3) спортсменом-победителем, 4) мастерски владеть своей профессией, 5) ученым, 6) джентльменом, 7) лингвистом, 8) музыкантом, 9) артистом, 10) известен всему миру. Патриотичные южане тут же сами заметили, что они хотят слишком многого и что такой человек вряд ли существует в действительности. Но Вальтер Дюранти ответил: «Он существует. Имя его — Поль Робсон».

Из ст.: Герберт Маршалл. Мои встречи с Робсоном. «Театр», 1960, № 8.

Лит.: Поль Робсон. На том я стою, М., 1958.

В. Г о р о х о в, Робсон. М., 1952.

Театральный календарь на 1973 год. Л., 1972.

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ