8 апреля исполняется 145 лет со дня рождения народного артиста РСФСР, дирижера Мариинского театра, профессора Даниила Ильича Похитонова (1878-1957). К этой дате публикуем очерк о жизни и творчестве замечательного деятеля русской культуры.
«Если будет Похитонов, все будет в порядке», — говорили артисты Мариинского театра. В этих простых словах выражалось безграничное доверие дирижеру, чья твердая рука и непреклонная воля подчиняли себе жизнь оперного спектакля, чей темперамент и творческое волнение согласовывались со спокойным вниманием к сцене, к сценическому поведению артистов и чье разумное доверие давало возможность каждому певцу наилучшим образом проявить себя в исполнении. Таким был Д. И. Похитонов.
Первые музыкальные впечатления будущего дирижера связаны с Тифлисом, где он начал учиться игре на фортепиано, а затем — с Одессой, со знаменитым Одесским оперным театром. Следующим этапом музыкального развития юноши стал столичный Мариинский театр. В 90-х годах прошлого века на его сцене пели М. И. и H. Н. Фигнер, Ф. И. Стравинский, И. В. Тартаков, Л. Г. Яковлев, искусство которых молодой Похитонов воспринимал восторженно. Увлечение музыкой привело к тому, что после частных уроков с одной из учениц А. Н. Есиповой, он уходит с факультета права Петербургского университета и поступает в консерваторию, где занимается по теоретическим дисциплинам в классах Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, А. К. Лядова.
В 1905 году, закончив Петербургскую консерваторию, Похитонов стал концертмейстером Мариинского театра, причем нередко выполнял и обязанности хормейстера, суфлера, ведущего режиссера, — словом, всесторонне осваивал весь огромный репертуар. Работа эта шла под непосредственным наблюдением главного дирижера театра Э. Ф. Направника. В 1908 году Похитонову довелось и самому встать за дирижерский пульт: это произошло в Берлине, во время гастролей балетных артистов Мариинского театра. А в 1909 году, когда ввиду болезни Ф. М. Блуменфельда Похитонову официально предложили продирижировать «Снегурочкой», началась его бессменная дирижерская работа в Мариинской опере.
В первые же сезоны Похитонов помимо «Снегурочки» вел «Пиковую даму», «Юдифь», «Дубровского», «Франческу да Римини», «Руслана и Людмилу», «Мефистофеля», «Хованщину», «Аиду», «Моряка-скитальца», «Чио-Чио-сан». Благодаря высокому профессионализму, безупречной твор-ческой этике дирижер быстро приобрел уважение и авторитет среди своих коллег. В его спек-таклях часто пели Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, И. А. Алчевский, И. В. Ершов, П. З. Андреев и другие.
В 1913 году Похитонов разделил успех артистов Мариинского театра — участников «Русских сезонов» С. П. Дягилева — на сценах Парижа и Лондона. В послереволюционные годы и позже дирижер вел огромную работу по текущему репертуару, главным образом, классическому. Он был одним из тех музыкальных деятелей, кому Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова обязан сохранением своих высоких культурных и исполнительских традиций. Под его управлением вплоть до конца 1940-х годов ставились такие оперы, как «Евгений Онегин», «Фенелла», «Мефистофель» (1918), «Вражья сила», «Юдифь», «Лоэнгрин», «Паяцы» (20-е годы), «Сказка о царе Салтане», «Лакмэ», «Псковитянка» (30-е годы), «Дубровский» и «Кармен» (1947 и 1948).
У дирижеров старшего поколения есть профессиональное выражение, характеризующее качества, которые они высоко ценят в своих коллегах: «крепкий», то есть знающий, умелый, с огромным опытом. Таким «крепким» дирижером был Похитонов. Прекрасно владея оркестром, он обладал и особым «чувством театра», знал во всех тонкостях специфику певческого искусства.
В течение ряда лет Похитонов вел педагогическую работу в Ленинградской консерватории. В 1949 году вышла книга его воспоминаний «Из прошлого русской оперы», в которой дана галерея творческих портретов выдающихся певцов и музыкантов, современником и сподвижником которых был он сам — один из признанных мастеров русской и советской оперной культуры.
Ф. Розинер
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1977.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ