1 июля — 115 лет со дня рождения (1909 Сергея Александровича (Серго) Закариадзе, грузинского советского актера (умер в 1971 году).
Всемирную известность Серго Закариадзе принесла не театральная, а кинороль — Георгий Махараигвили в фильме «Отец солдата», за которую он был удостоен Ленинской премии (1966). Зрителям запомнились и другие работы артиста в кино. Однако именно высокая культура грузинского театра сформировала его как актера.
В театре Закариадзе с 1926 г. Ученик Л. Марджанишвили, соратник В. Анджапаридзе, В. Годзиашвили, Э. Манджгаладзе, он долгое время работал в коллективе, созданном учителем, затем пришел в Театр им. Руставели (1956), став в конце жизни (1969) его художественным руководителем.
Главные роли народного артиста СССР С. А. Закариадзе связаны с национальным репертуаром — поэт Бессика («Царь Ираклий» Готуа), царь Давид («Давид Строитель» Готуа) Тинибег («.Лавина» Мревлишвили), Пиросмани в одноименной пьесе Нахуцришвили, а также с классикой — Эдип, король Лир, кавалер Риппафрата, Креон, Шуйский.
Михаил Ульянов о Серго Закариадзе
Я люблю этого замечательного советского артиста, не устаю восхищаться его ярким талантом. Но дело не в одном таланте.
Быть просто артистом — этого еще не достаточно. Нужно быть копилкой мудрости своего народа, уметь выражать в искусстве лучшие его черты, хранить идущие из глубины веков традиции. Вот в этом смысле искусство Закариадзе для меня, русского актера, образец, ибо оно есть поэтический символ Грузии, концентрированное выражение национального характера. Ему присущи романтическая приподнятость и задушевный лиризм, жизнелюбие и доброта, словом, все то, что всегда отличало творчество лучших мастеров грузинского искусства. Образы, созданные им на экране и на сцене, выражают одновременно и величественность и простоту, а это тоже есть выражение народного духа. Подтверждение тому — прославленная работа С. Закариадзе в фильме «Отец солдата», за которую артисту присуждена Ленинская премия. Это закономерно: художник, связанный корнями со своим народом, становится понятен и дорог повсеместно.
В актерской среде Серго Закариадзе известен как неутомимый труженик. Все, кому посчастливилось творчески общаться с ним, знают, как жадно и исступленно он работает. Для него нет выше радости, чем узнавать, открывать. Эту жажду он приносит в репетиционный зал и на подмостки и заражает ею остальных. Именно эта жажда дает ему ту человеческую и творческую молодость, которая не подвластна годам.
Когда на афише имя нар. арт. СССР Закариадзе, я обязательно стремлюсь в зрительный зал. Я знаю, что каждый раз артист меня чем-то обогатит, чему-то научит.
Из ст.: Ульянов М. Молодость таланта.— Правда, 1969, 1 июля.
Серго Закариадзе в роли Эдипа («Царь Эдип» Софокла)
Эдип не Лир. Обманут он не людьми, а роком, судьбой, Мойрой. И все в трагедии жертвы рока. Лир был ослеплен державным самовластием, ощущением в себе бога, и прозрел он лишь тогда, когда открыл в себе человека. Он наказан за субъективную вину, в то время как Эдип лишь объективно виновен, не ведая, что творил. Эдип несет в себе человека, отстаивает в себе человека, человеческую личность…
Вот это осуществление человека в человеке как высший нравственный закон жизни и выращивал в своем Эдипе Закариадзе. Его заботило благородство души, а не благородство пластики. И с первого же явления его Эдип весь в сгустке противоречивых чувств, в беспокойстве человека, движимого постоянными поисками истины, ускользающей от него в мистическом тумане универсализма божественной власти и небесных предопределений. Прежде чем его эмоции потрясали зрительный зал, а они действительно потрясали, он сам был потрясен эмоциями, но не теми, что рождает горячая кровь, а теми, что высекают громы разума, сшибка мыслей в мыслящей голове. ..
Закариадзе не сочинил своего Эдипа, он отыскал в софокловском герое то, что с его, актерской, точки зрения было нужно сегодняшнему зрителю и совпадало с его артистической натурой и личной темой. Для него Эдип был меньше всего царем. Ни ему самому, ни, как казалось Закариадзе, его зрителю не было дела до того, как и почему стал Эдип владыкой Фив и стал ли он им вообще. Не царем он был «с головы до ног», а человеком с ног до головы, человеком, чистота которого вопиюще противостояла мраку, содеянному роком. . . В той страстности и пристрастности, с которыми Эдип — Закариадзе добивается истины, а затем, добившись ее, сам распоряжается своей судьбой, сам очищается от скверны, навязанной ему злым роком, проявляется торжество личности, в конечном итоге свободной в своем выборе. В этом была соль замысла и его современность.
Из кн.: Левин М. Б. Серго Закариадзе. М., 1973.
Театральный календарь на 1984 год. Л., 1983.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ