К 140-летию советского художника Василия Сварога

5-го марта исполняется 140 лет со дня рождения советского русского художника Василия Сварога (1883-1946). К этой дате публикуем очерк о замечательном художнике. 

Василий Сварог - автопортрет
Василий Сварог — автопортрет

Василий Семенович Сварог — известный советский график и живописец, родился в Старой Руссе в семье крестьянина-бедняка Новгородской губернии Семена Корочкина. Мальчику не было еще двух лет, когда отец умер, оставив вдову с тремя маленькими детьми. Мать и поставила детей на ноги, зарабатывая на жизнь тяжелым трудом прачки.

В городском училище, куда мальчик пришел после приходского, учитель рисования Чистяков обратил внимание на его одаренность и, собрав деньги по подписке, помог ему перебраться в Петербург, где в 1896 году он был принят в Центральное училище технического рисования барона Штиглица. Обучение здесь было поставлено очень основательно.

С 1900 года, после окончания Училища, начинается самостоятельная работа еще очень юного художника в качестве иллюстратора и оформителя журналов («Солнце России», «Зритель», «Нива», «Огонек», «Пулемет»), Фамилию Корочкин он меняет на псевдоним Сварог и скоро становится известен в Петербурге начала 900-х годов, где редкий еженедельник обходился без его иллюстраций или обложек.

Если принять во внимание огромный объем графической продукции Сварога, появляющейся в печати, можно сказать, что его быстрая, броская, хотя порой несколько легковесная манера, свободный, смелый, гибкий рисунок кистью или пером в какой-то мере определяли характер и уровень оформления журналов тех лет. Особенно тесно он был связан с «Живописным обозрением», сатирическим журналом «Волшебный фонарь».

В период русско-японской войны и первой русской революции наиболее злые и смелые политические карикатуры в «Волшебном фонаре» принадлежали именно Сварогу (на генералов Трепова и Дубасова; обложки с изображением жандармов, подавляющих стачку; голодных псов, воющих в сожженной деревне; злобного морского чудовища, символизирующего самодержавие, и пр.).

Художнику грозила опасность утонуть в чрезмерной по объему, изматывающей, спешной журнальной работе, однако он сумел остановиться вовремя, в чем ему, видимо, помогли встреча и сближение с И. Е. Репиным в Куоккала в 1915 году. С этого времени его интересы направляются в сторону портрета, который становится вскоре одним из главных жанров в его творчестве.

Великая Октябрьская революция окрашивает в более яркие политические тона самосознание художника, уже и прежде проникнутое глубоким, естественным демократизмом и враждебностью к угнетателям народа. Этот исторический рубеж, который для многих художников стал периодом сложной, порой мучительной духовной перестройки, был воспринят Сварогом абсолютно естественно и органично.

Это интересно:   515 лет со дня смерти немецкого архитектора и скульптора Адама Крафта

Его работа в годы после революции становится еще более интенсивной. Неуемный темперамент художника проявляется в самой различной деятельности: он сотрудничает в ежедневной и периодической печати, делая рисунки на темы дня, активно участвует в работе АХРР, становится одним из организаторов и художественным руководителем Студии военных художников им. М. Б. Грекова. Он едет на большие стройки пятилеток в поисках материала для своих картин, посвященных труду советских людей, пишет портреты государственных деятелей, рабочих-ударников, ученых, артистов, художников, индустриальные пейзажи, картины о революции и важнейших событиях в жизни страны, о Красной Армии, участвует во всех крупнейших художественных выставках.

Кажется удивительным, что все это вместилось в одну, сравнительно недолгую, жизнь. Правда, далеко не все в его творчестве равноценно, на многом лежит печать недостаточной взыскательности, приблизительности и торопливости (особенно в его больших многофигурных картинах, написанных «по памяти», без натуры), но все, что им создано, дышит искренностью и любовью к жизни, желанием принести немедленную пользу своей стране, на все откликнуться, обо всем написать, все изобразить и запечатлеть.

Тематические картины Сварога, как правило, написаны маслом («Иван Каляев», «9 января», «Смольный в Октябре» и «Взятие Зимнего», «Праздник авиации на Тушинском аэродроме» и др.). Но очень многие работы, в самых различных жанрах, художник создавал в акварели, которой он владел в совершенстве. Эта сложная и богатая техника, затрудняющая возможность поправок в процессе работы и требующая особенно точного глаза и твердой руки, отвечала очень существенным особенностям дарования Сварога: своеобразной импровизационности манеры, широте движения кисти, стремлению к размаху, непринужденности, легкости письма. Акварелью написаны выразительные по композиции и радостные по настроению, выхваченные из жизни сцены труда — «Элеватор» (1930) и «Арматурщики» (1931), интересная серия индустриальных пейзажей «Волховстрой» (1931), серебристые, светлые пейзажи Крыма (серия «Бати-Лиман», 1939), большая серия «Красная Армия на маневрах» (30-е годы), многие портреты и другие произведения. Часто бывало так, что первоначальный замысел картины или портрета рождался в акварели и лишь затем переносился на полотно.

С той же свободой владел Сварог и мастерством карандашного рисунка.

Главные художественные достижения В. С. Сварога — среди его портретов. Ранние работы маслом еще несколько неуверенны, скромны, темноваты по живописи, но верны пластически и психологически (портреты О. А. Кистеровой и Ю. И. Репина, 1915). Портрет матери (1916)—одна из первых настоящих удач; написанный в сдержанной серо-коричневой гамме, вдумчивый, согретый теплым чувством образ старой женщины, неутомимой и терпеливой труженицы.

Это интересно:   140 лет со дня рождения польского художника и дизайнера Войцеха Ястшембовского
Гитаристка
Гитаристка

Портреты 20-х годов острее по характеристике и манере письма, смелее, богаче по живописи и композиционному приему. Такова «Гитаристка», таков и автопортрет со старинной гитарой «торбан» (1923)—самый удачный среди автопортретов Сварога, который любил фиксировать свои обличья и душевные состояния в разные периоды жизни. Глубоко эмоциональный, романтический облик человека искусства, художника, музыканта, певца, живущего сложной внутренней жизнью, написан смело, динамичной, легкой кистью, решен широкими, обобщенными планами. Это как бы двойной портрет — человека и гитары — настолько значительна эта деталь портрета, которая кажется живым существом и которую никак не отнесешь к аксессуарам (Сварог был замечательным, проникновенным и страстным певцом и гитаристом). В то же время инструмент написан чуть менее осязаемо и материально и отступает перед напряженной выразительностью лица и жеста. В портрете нет ничего бытового, он проникнут чувством возвышенного. Прекрасная компоновка, сильные контрасты освещения, гармония светлого колорита из сочетаний серых, красных и зеленых тонов говорят о зрелом мастерстве и моменте высокого вдохновения, вложенных в эту работу.

К 30-м годам относятся портреты руководителей Советского государства, среди которых — превосходная и самая известная работа Сварога, разошедшаяся по стране в миллионах репродукций и открыток, — «К. Е. Ворошилов и А. М. Горький в тире ЦДКА» (1933). Картина необыкновенно естественна по композиции, полна бодрости и добродушного юмора, привлекает большим портретным сходством и психологической достоверностью, чувством теплой симпатии героев друг к другу и художника к ним обоим, мягкостью колорита.

В 1941—1942 годах была создана прекрасная серия акварельных портретов деятелей искусства. Один из лучших среди них — портрет И. Э. Грабаря в мастерской, перед мольбертом, с палитрой и кистями в руках (1942). Весь облик старого художника, говорящий о его творческой неутомимости, его характерная фигура в необыкновенно живом, чисто профессиональном движении к полотну на мольберте, бегло намеченная обстановка мастерской и окутывающая все, как бы вибрирующая, световоздушная среда — переданы с редкой убедительностью и свободой, прозрачно, легко и точно.

Говоря о Свароге, нельзя не упомянуть о необыкновенно привлекательной личности художника — его оптимизме, непосредственности, искренности, чувстве гражданственности, ярком темпераменте и обилии разнообразных талантов. Репин, совершенно покоренный молодым Сварогом и написавший чудесный его портрет в 1916 году, говорил о солнечности его души. Быть может, его большая одаренность так и не выразила себя полностью в его творчестве. Тем не менее он сумел внести в советское искусство какую-то свою, особую, светлую и бодрую, свароговскую ноту, которая вошла в специфическое эмоциональное звучание искусства наших довоенных лет.

Это интересно:   365 лет со дня рождения французского художника Гиацинта Риго

Литература: Василий Семенович Сварог. (Альбом). Вступ. статья И. Э. Грабаря. М., 1955

Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1983.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ