25-го октября 2025-го года исполняется 165 лет со дня рождения российского и советского художника-баталиста Николая Семеновича Самокиша (186о -1944)
В 1941 году старый художник-баталист, незадолго перед тем отметивший свое 80-летие, в статье «Отеческая забота», отвечая на присуждение ему Государственной премии, написал: «Я полон творческих планов. Моя кисть и дальше будет изображать на полотнах славные картины истории моей Родины, мужество, отвагу и храбрость русских воинов, героизм бойцов Красной Армии, беспримерные подвиги героев борьбы». Самая жестокая и кровопролитная война из тех, что довелось ему передать и запечатлеть на своих полотнах, стала для него последней. В этих словах Николая Семеновича Самокиша — подведение итогов его творческого пути. За его плечами остались три войны, более полувека неустанной беспрерывной творческой и педагогической работы, сотни полотен, тысячи графических листов, десятки учеников.
Талант Самокиша, его мироощущение как мастера батальной живописи, пожалуй, впервые с наибольшей силой проявились во время русско-японской войны. Здесь художник получил свое боевое крещение. В его активе уже были ряд удачных признанных картин, посвященных войне 1812 года, и полотна анималистического жанра, большая иллюстративная деятельность в журналах и издательствах, принесшая ему славу, обеспеченность и на десятилетие заслонившая батальную живопись. Но как только началась война, он отправляется на фронт в качестве военного корреспондента журнала «Нива».

В течение полугода Самокиш наблюдает и зарисовывает истинное лицо войны, тяжелый ратный труд, недолгую радость побед и горечь отступлений. Позже издается альбом «1904—1905. Война из дневника художника», где воспроизводятся его работы и дневниковые записи. Страшная картина захлебнувшейся атаки изображена в листе «В проволоке под шрапнелью»; трагичен рисунок «На сопке. После штурма», где над горой трупов врагов и своих товарищей застыли в горестном молчании два русских солдата; губительная сумятица бегства показана в листе «Отступление от Ляояна в Мукден».
Художник разрабатывает методику репортажного, строго документированного изображения, для чего предварительно фотографирует необходимые ему сцены и эпизоды. Стремление к исторической и эмоционально-психологической правде заставляет художника быть не просто свидетелем, но и участником событий: он определяется рядовым в 52-й Нежинский драгунский полк. Самоотверженная работа под огнем неприятеля, в любую погоду и в любой обстановке, снискала ему уважение солдат, придала его живописным и графическим произведениям большую силу художественного воздействия.
В годы первой мировой войны Самокиш трудится на фронтах в Галиции и Польше, а затем в Закавказье — на турецком фронте. Теперь он уже не один: с ним группа его учеников — П. Митурич, П. Котов, П. Покаржевский, Р. Френц, К. Трохименко. (Незадолго перед войной Самокиш становится профессором-руководителем батальной мастерской Академии художеств, которую и сам он окончил в 1885 году.) И снова в их рисунках, акварельных листах, этюдах военные будни, схватки, окопная жизнь, портреты русских солдат и офицеров.
В послереволюционном творчестве с особой силой и яркостью раскрываются важнейшие качества Самокиша-баталиста. Ему присущ прежде всего подчеркнутый драматизм сюжетного действия, в котором основное внимание уделяется кульминационному эпизоду стремительной конной атаки. Художник любит передавать остроту поединка, захватывающее противоборство сильных беспощадных противников. Его привлекают сложные ракурсы, отточенный рисунок, яркие открытые цвета.
Такова его картина 1922 года «Атака. Бой за знамя». Бешено летят навстречу друг другу кони, несущие красного знаменосца и белого офицера. Еще миг — и произойдет страшная стычка. Жаркая кровавая битва гремит на всем пространстве полотна, но эта выделенная художником центральная группа как бы концентрирует и символизирует ярость борьбы, ее высокий пафос, ее победный для красных конников исход.
Живя постоянно в Крыму (сначала в Евпатории, затем в Симферополе), Самокиш посвящает свое творчество теме борьбы Красной Армии за освобождение Крыма. В 1923 году Самокиш создает для Всероссийской сельскохозяйственной выставки картину «Красная кавалерия под Перекопом», полотна «Ночной штурм Сиваша красными войсками». Он показывает массовый героизм рабоче-крестьянской армии, воссоздает захватывающую панораму невиданных в истории боевых действий наших войск в труднейших условиях. Тогда же он пишет акварель «Захват врангелевских танков в Северной Таврии», посвященную знаменитому бою 14 октября 1920 года на Каховском плацдарме, в котором наши войска захватили восемь английских танков. С большой образной силой запечатлел Самокиш самоотверженность красных бойцов, атакующих и побеждающих невиданные стальные громады.
Самокиш становится одним из основоположников советской батальной живописи. Его перекопский цикл, картины «Тачанка на маневрах» (1932), «Н. А. Щорс в бою под Черниговом» (1938), так же как и полотна М. Б. Грекова, вошли в золотой фонд советского искусства.
Много и плодотворно работал художник и в области исторической батальной живописи. Можно удивляться тому, что уже на склоне лет из-под его кисти выходят одна за другой картины «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев», «Бой под Царичанкой», «Иван Богун» и другие, прославляющие героическое прошлое, мужество и отвагу русских и украинских воинов, «рядового участника войны как ее основного героя». Эти слова художника выразили и основной лейтмотив творчества Самокиша, посвященного рядовому герою войны.
О. МАКОВЕЦКАЯ
Литература : Н. Я. Ткаченко. Николай Семенович Самокиш. Жизнь и творчество М., 1964
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1985 г. М., 1985.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ






































