ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ — Всеволод Смирнов — архитектор, художник, кузнец
В 1968 г. Всеволод Смирнов с товарищами — архитекторами Львом Катаевым, Владимиром Васильковским и инженером Зуевым принял участие в конкурсе на проект памятника на месте легендарного «Ледового побоища». Изначально в их бригаду входил и московский скульптор И. И. Козловский.
В процессе работы над идеей возник вопрос: какими же средствами выразить идею победы наших предков, спасших свою Родину в тяжком испытании.
Само место было очень сложным. На острове Сиговец, невдалеке от Вороньего камня, должен появиться монументальный памятник. По общепринятому мнению, это непременно должна быть скульптура, но памятник должен быть виден с любой точки огромного простора Чудского озера, должен стать своеобразным маяком, что не присуще скульптуре. На Псковщине таким маяком, видимым издалека, традиционно был храм, архитектурное сооружение»
Какой же выбрать принцип? Возникла дискуссия. И вот почему. Сама идея выразительности памятника почти не обсуждалась. Дело оказалось в том, сколько денег получит автор. В те годы скульптор получал гонорар в зависимости и от количества квадратных дециметров площади скульптуры. Вот и ответ чем больше скульптура, тем выше гонорар.
В результате дискуссии авторский коллектив распался, а скульптор Козловский взял в напарники главного архитектора области П.С. Бутенко. На конкурс было выставлено несколько проектов, один из которых, проект Козловского-Бутенко, был представлен с опозданием, что обычно недопустимо, но свершилось. Деньги решили всё. Эта расхожая истина завершила спор.
Далее развернулась невероятная шумиха в союзной прессе. В ней приняли участие такие газеты, как «Правда», со статьёй Ю. Д. Черниченко «У Вороньего камня», «Комсомольская правда» со статьёй А. Проханова «Память Чудского озера», «Литературная газета», статья академика Д. С. Лихачёва «Богатырям Александра Невского». Авторы этих статей одобряли проект архитекторов:
«Предлагается отметить само место у Вороньего камня пятью громадными чеканными прапорами. Из воды, как из забытья, должны восстать знамёна Новгорода, Пскова, Суздаля, Владимира, хоругвь Александра Невского, те самые стяги, что так крепко запомнились ливонскому историку. А рядом, на острове Сиговец, — праздничное, белое с золотом, издали заметное в пасмурном низинном ландшафте, сооружение — пилоны со шлемовидными куполами, излучающими свет. В центре — символический всадник, поражающий змея».
Александр Проханов писал: «Памятник, стоящий в открытом поле… — в среде, сложившейся и существовавшей до него, призван не разрушать эту среду, а дополнять её. Природа, уклад жизни, стиль городов, проходя через сознание художника, должен оказаться в созвучии с памятником. С каким тактом на Чудском озере передана связь с древнерусской архитектурной традицией, а свободная игра архитектурных форм — как игра самой природы, рождающей в своём творчестве тысячи неожиданных сочетаний».

И, наконец, слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Архитектура — особенно простая и монументальная архитектура Пскова — дружит с окружающим её пейзажем… По проекту псковских архитекторов на острове Сиговец, вблизи от которого произошла битва, прямо из воды поднимутся простые белые пилоны. На одном из них, напоминающем псковскую звонницу, будет повешен сполошный колокол. Псковичи любили покоряющий пространство звон колоколов. Между пилонами повиснут в воздухе яркие золотые шлемы: те самые боевые шлемы, которыми псковичи венчали свои храмы. Золото этих шлемов-куполов будет далеко видно на озере. Оно отразит солнце и само отразится в воде… На золотые шлемы памятника будут ориентироваться рыбаки и яхтсмены, капитаны проходящих судов и нередкие путешественники, которые будут приезжать сюда, чтобы поклониться подвигу безвестных русских воинов».
В «Псковской правде» от 4 апреля 1969 г. опубликовано решение художественно-экспертного совета Министерства культуры СССР, который рекомендовал проект монумента в память Ледового побоища авторства скульптора И. И. Козловского и архитектора П. С. Бутенко. Таким образом победили деньги и связи. Огромная лапидарная скульптура — конная статуя, якобы Александра Невского с воинами, была таки воздвигнута. Уж её-то смысл был понятен всем. А мнения сведущих людей, среди которых историки, литературоведы, директор Пушкинского заповедника С. С. Гейченко, на решение Министерства не повлияли.
К сожалению, это тоже часть истории нашей культуры. Памятник был открыт в 1993 г., установлен на горе Соколиха в нескольких километрах от Пскова.
Мемориальные места, где происходила в 1242 г. большая военная операция и битва дружины князя Александра Невского с меченосцами, остаются свободными и словно ждут, что идеи В. П. Смирнова с товарищами ещё найдут своё воплощение в новом заповеднике «Ледовое побоище» в Гдовском районе.
Храм Николы Чудотворца в Острове (И. Б. Голубева. Работы В. П. Смирнова в реставрации памятников архитектуры) — к предыдущей главе книги
к следующей главе книги — Памятник на острове Залита (Памятники монументального искусства)
ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ — Всеволод Смирнов — архитектор, художник, кузнец
В 2012-м году в память о Всеволоде Смирнове его сыном и друзьями Всеволода Смирнова была издана книга под названием «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец». Книга была выпущена достаточно большим тиражом для нашего времени в 1 200 экземпляров, но тираж быстро разошелся и для многих, в особенности для подрастающего поколения, материалы книги остаются недоступными. В связи с чем, с согласия сына Всеволода Смирнова Дмитрия Смирнова и авторов книги, публикуем материалы книги на страницах нашего сайта для того, чтобы как можно больше людей смогли свободно познакомиться, посмотреть и прочесть все материалы, представленные в книге.

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ





