5 июля 2025 года исполняется 125 лет со дня рождения (1900) Владимира Герасимовича Магара, украинского советского режиссера и актера (умер в 1965 году).
Народный артист СССР Владимир Герасимович Магар был видным организатором театрального дела на Украине. Он явился создателем Запорожского театра им. Щорса, которым бессменно руководил до последнего дня жизни. На сцене этого театра Магар осуществил свои лучшие режиссерские работы. Среди них выделяются героико-романтические и историко-революционные спектакли: «Богдан Хмельницкий» и «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Щорс» Ю. Дольд-Михайлика.
За сорок лет актерской деятельности Магар сыграл 250 ролей. Особое место среди них занимают персонажи пьес А. Корнейчука: Гайдай («Гибель эскадры»). Бублик («Платон Кречет»), Галушка («В степях Украины»), дьяк Гаврила («Богдан Хмельницкий»), Романюк («Калиновая роща»).

В. Г. Магар в пьесах А. Е. Корнейчука
…В ролях, которые сыграл Магар, в полной мере проявились пытливость актера, богатство накопленных им жизненных впечатлений, умение находить для каждого образа четкую характеристику, обогащать его типическими деталями, продуманно и оправданно действовать в предлагаемых обстоятельствах, последовательно и ярко раскрывать психологическую линию своего героя.
Эти качества Магара-актера с особой выразительностью проявились в созданной им роли Романюка («Калиновая роща»).
Романюк — Магар — это живой человек во всей сложности и противоречивости характера. Самое интересное то, что изображенный актером Романюк каждой своей интонацией, каждым жестом, всей манерой держаться, говорить вызывал вполне определенные ассоциации. Где-то мы встречали этого человека или очень похожего на него! И это, очевидно, потому, что Магар создал обобщенный, собирательный образ на основе своих жизненных наблюдений. Где-то, когда-то он подметил эти такие характерные для образа Романюка черточки: лукавую усмешку, плавные, чуть замедленные движения и речь, какие-то интересные ракурсы, интонации…
У Романюка — Магара много достоинств: честность, щедрость, доброта, хозяйственность, природный ум, юмор, сметливость. Говоря по правде, есть у него и типично национальная хитринка и простодушие.
То, что когда-то хороший председатель колхоза «Калиновая роща» Романюк, который сумел отстроить хозяйство, достичь уровня «средних» колхозов, успокоился и начал отставать от жизни,— В. Магар раскрывает через некоторую медлительность своего героя, и в движениях, и в речи («чтобы не переутомиться»), и через глубокое донесение подтекстов, например, в его объяснении, почему он не читает партийных документов о сельском хозяйстве: отвечает, и времени нет, и очки неподходящие — старые, довоенные, уже не годятся, а новые «мигают»… А в подтексте: «Ой, да увольте вы меня от этого чтения, потому что придется равняться на передовых, а мне и в «средних» неплохо, чего мне высовываться».
Серьезным и уверенным в своей правоте выступает Романюк — Магар, когда он с запалом отстаивает и обосновывает свою «философию среднего уровня».
Образ Романюка, созданный Владимиром Герасимовичем, был житейски правдивым и убедительным, а так как актер исполнял его очень серьезно, нигде не опускаясь до пустопорожнего комикования, не говоря уже о шарже, то и острокомедийным…
Историческая драма А. Корнейчука «Богдан Хмельницкий» обошла сцены почти всех театров Украины. Но в большинстве театров роль дьяка Гаврилы (очевидно, недопонимают его положение в пьесе; но ведь именно ему Богдан дает весьма ответственное поручение: принять новобранцев на Сечь и одновременно пристально следить, чтобы туда не проник шпион; идти, может быть, на верную смерть — во вражеский лагерь) ошибочно трактуют как только комедийную. А некоторые актеры, исходя из такой трактовки образа дьяка, превращают Гаврилу в горького пьяницу, шута горохового, заставляют его целовать тараньку, крестить пистолетом и вообще выделывать разные буффонные штуки, лишь бы только посмешить невзыскательного зрителя и этим заработать себе дешевый успех.
Владимир Герасимович видит в Гавриле мудрого и даже по-своему величественного казака-запорожца, грозного народного мстителя и умного разведчика. Играет он его мягко, тактично, всегда вызывая симпатии зрителей. В этом образе артист объединяет здоровый народный юмор и мужество патриота родины. В. Магар вдумчиво использует богатейший авторский материал и находит множество способов, чтобы показать все богатство внутреннего мира этого чудесного образа. Гаврила — Магар необычайно колоритен, он как будто сошел с известной репинской картины «Запорожцы». Подтверждение этому — одна из наиболее ярких сцен спектакля — разговор дьячка с гетманом Потоцким. Вот стоит посреди пышного дворца Гаврила — Магар и лукаво разглядывает польскую шляхту, которая боязливо озирается по сторонам, видя перед собой живого казака. Кричит, бьется в истерике Потоцкий, грозя Гавриле страшными пытками, но это почти не оказывает видимого действия на отважного запорожца-дьяка. Он стоит сосредоточенный, спокойный и величественный. Смело, с присущим ему юмором, — шутками отвечает казак на вопросы шляхтичей. Иногда даже кажется, что Гаврила — Магар слишком спокоен. Но это не так. Глаза его невеселы. Они как бы выдают его душевные переживания. Ведь он больше никогда не увидит безбрежных родных степей, не сядет за стол с боевыми соратниками, не запоет с ними любимых песен. . . Но Гаврила — Магар не хочет показать врагам, что творится у него в сердце. От угроз он отбивается крепким словом, шуткой, насмешкой. . . Всем своим видом он как бы говорит Потоцкому и его трусливым шляхтичам: «Вот смотрите, как умеют умирать запорожские казаки»…
Из кн.: Ю. Ягнич, П. Тернюк. Володимир Магар. Таорчий шлях. Днiпролетровськ, 1961.
Лит.: В. Магар. 3 любовью до людини. Запоржжя, 1961.
Театральный календарь на 1975 год. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ