В 2025 году исполняется 640 лет со дня смерти китайского художника и поэта Ван Мэна (1309-1385).
Ван Мэн считается одним из четырех великих пейзажистов эпохи Юань, к числу которых относятся также Ни Цзань, Хуан Гун-ван и У Чжэнь.
Эпоха Юань была трудным временем в истории Китая, когда в конце 13 века страна была завоевана монголами и почти девяносто лет находилась под их владычеством. Впервые вся огромная территория Китая оказалась под игом чужеземцев. Высокий подъем духовной культуры, отличавший предшествующие столетия, пошел на убыль, но в целом китайское искусство, в том числе и живопись, продолжало развиваться интенсивно и ярко. Особенно это относится к пейзажу, который оставался ведущим жанром на протяжении 13—14 веков. Однако по сравнению с периодом расцвета искусства пейзажа в эпоху Сун (10—13 век), обобщившего все самое важное, что составляло содержание художественной культуры нескольких столетий, произведения юаньских художников были гораздо камернее по своему звучанию и значению.
Выражением пассивного протеста против завоевателей было нежелание большей части живописцев жить в столицах и работать при дворе юаньских императоров. Многие уехали в южные провинции, вели уединенный образ жизни, посвятив себя изучению и культивированию искусства своих великих предшественников — классиков танской и сунской живописи. Такое повышенное внимание к прошлому не могло не сказаться и на их собственных произведениях. В картинах Ван Мэна как раз можно заметить его интерес к работам пейзажистов 10—11 веков. Это проявлялось в утверждении образа природы как могучего, незыблемого, величественного. Отсюда и несколько архаический язык живописи Ван Мэна — насыщенная композиция, заполненность почти всей поверхности картины изображениями гор, потоков, высоких деревьев, выписанность деталей, их тщательная прорисовка с помощью мелких штрихов и точек.

Такое повышение значения индивидуальности самого почерка художника становится важным качеством в юань-ской живописи, где в отличие от пейзажей южносунских художников нет фигур людей, как бы представляющих авторскую позицию созерцания природы. Большинство пейзажей Ван Мэна и его современников пустынно и безлюдно, а неповторимое видение мира проявляется более всего в манере художника.
Выключенный из общественной жизни, отдающий все свои душевные силы постижению природы, ее красоты и величия, Ван Мэн видит в своем искусстве единственный путь к достижению гармонии с миром, к определению своего места в нем. Пейзажная живопись для него — средство философского осмысления законов природы, постижения глубинных причин ее красоты и смысла этой красоты. В конце 20-х и в 30-х годах 14 века юаньским пейзажистам особенно были свойственны философские искания. Они группировались вместе с видными литераторами того времени вокруг этико-философской школы «неодаосизма» с ее учением о «всеединой правде». Это учение утверждало наряду с другими такие принципы, как «проникновение сердцем в суть философских учений и высших ритмов вселенной», уход от мира суеты и озабоченности повседневностью.
Стремлением к постижению ритмов природы, ее закономерностей было одушевлено все искусство Ван Мэна. Согласно древней китайской «Книге Перемен» (Ицзин) в природе взаимодействуют два начала: инь и ян. Инь — пассивное, темное, женское, ян — активное, светлое, мужское. Они противостоят друг другу и находятся в неразрывном единстве. Покой и движение, естественные изменения сезонов, смена дня и ночи — все это проявление взаимодействия инь-ян, основа мироздания. Задача художника-пейзажиста состоит в том, чтобы найти такие визуальные формы, которые могли бы передать всю сложность мироустройства и одновременно его упорядоченность. Не случайно большинство китайских пейзажей изображает горные пики, скалы, широкие потоки или озера. Гора считалась воплощением активного начала ян, а вода — пассивного начала инь (отсюда и название пейзажного жанра «шань-шунь» — «горы-воды»).
Многовековые традиции китайской пейзажной живописи, безусловно, опирались на наблюдения реальной природы. Однако средневекового художника интересовало в первую очередь не изображение конкретной местности, но гораздо более общие закономерности, выражающие представления о мире вообще, о природе-космосе, частью которого является человек. Поэтому и внутренняя гармония человека возможна лишь как согласованность с природой, как отзвук гармонии внешнего мира.
Уединенная жизнь в горной хижине, редкие встречи с друзьями-единомышленниками, занятия философией, живописью, поэзией — такова была среда, в которой вырастало отрешенно-возвышенное, полное глубоких раздумий искусство Ван Мэна.
Н. НИКОЛАЕВА
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1985 г. М., 1985.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ