12 декабря —115 лет со дня рождения Камиля Нугмановича Яшена (настоящая фамилия Нугманов) (1909-1997), узбекского советского писателя, драматурга.
«В своих пьесах мы должны показать победоносное шествие нашей эпохи, пафос и счастье нашей жизни» — эти слова Камиля Яшена звучат как эпиграф ко всему его творчеству. Усвоив уроки великих предшественников — Хамзы и С. Айни, он с первых шагов активно включился в созидательную борьбу за партийность и народность узбекской литературы и театра. Пьесами Яшена «Разгром», «Гульсара», «Честь и любовь», «Нурхон», «Хамза», «Путеводная звезда», «Заря революции» прочерчивали путь, пройденный узбекским искусством за годы Советской власти.
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР, народный писатель республики, академик, лауреат Государственных премий, Камиль Яшен в 1974 г. удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Пожалуй, ни один биограф и критик не возьмет на себя смелость указать тот день или место, где состоялась первая творческая встреча Яшена с театром. И все же есть все основания полагать, что это произошло в Ленинграде, когда будущий драматург занимался в Институте лесного хозяйства. Здесь он впервые испытал на себе могучее воздействие театра, его чудодейственную, пленительную силу. Потрясенный, обогащенный новыми мыслями и возвышенными чувствами выходил он из театра, часами бродил по набережной Невы, и в памяти как живые снова вставали герои «Шторма», «Мятежа», «Любови Яровой», «Бронепоезда 14-69»… А рядом с ними уже брезжили другие герои — те, которых подсказывала ему собственная фантазия и которым еще только предстояло родиться.
Начало было положено инсценировками для андижанского театра и оригинальными одноактными пьесами — «Ровня с ровней» (1927), «Лолахон» (1927), «Солнце» (1929)…
Уже первое знакомство с драмой «Нурхон» позволяет сделать неоспоримый вывод: опираясь на конкретный жизненный факт, отталкиваясь от него, драматург в то же время не ограничивается его документальным, репортажным воспроизведением. Он раздвигает рамки этого факта, художественно осмысливает и обобщает его, отсеивая при этом случайное и второстепенное, выявляя глубинную суть. В чем-то изменяется ход реальных событий, какие-то сдвиги происходят в характерах действующих лиц и их отношениях. Правда жизни превращается в правду искусства.
В центре пьесы стоит образ Нурхон — основной выразительницы авторской мысли, композиционный фокус произведения. Унаследовав лучшие качества и черты Гульсары, Нурхон продолжает ту же линию борьбы за свободу. Однако в своей духовной эволюции она ушла уже намного вперед…
Вырвавшись из-под отцовского гнета, героиня всей душой отдается искусству, а искусство свое несет родному народу. Она постигает основы сценического мастерства, учится игре на фортепиано, овладевает сложным искусством вокала. В семнадцать лет Нурхон исполняет главные роли в спектаклях. После исполнения роли Ширин к юной артистке приходит слава. Но начало ее большой творческой биографии становится и началом ее личной трагедии.
Обеспокоенные агитационной силой искусства Нурхон, той мыслью, что примеру ее могут последовать многие другие, зашевелились враги. Либо закрыть ей дорогу на сцену, либо уничтожить физически — таково их решение. И лучший способ привести его в исполнение — натравить на артистку ее отца и брата.
Из кн.: Абдусаматов X., Саматов М. Яшен — драматург. Ташкент, 1971.
О спектакле Узбекского театра музыкальной драмы «Гульсара»
…Это произведение, правдиво повествующее о борьбе за раскрепощение женщины, оказало огромное влияние на зрителей.
Две силы, две эпохи, воплощенные в живых человеческих образах, столкнулись в остром конфликте. Драматизм этой борьбы захватывал тех, кто сидел в зале, делал как бы соучастником событий. Именно этим можно объяснить то огромное эмоциональное воздействие, которое оказывала и продолжает оказывать пьеса вот уже на несколько поколений узбекских женщин; будто обращение прямо и непосредственно к каждой из них, воспринимались слова, звучащие под занавес:
Сорвите чачваны, откройте же лица,
Разрушьте, разрушьте все ваши темницы,
Идите работать, идите учиться —
Вам путь лучезарный сам Ленин открыл.
Над горькой своею судьбой не рыдайте,
Сердца свои горем-тоской не терзайте,
К свободе и счастью смелее шагайте,
Строй наш в грядущее путь озарил.
Помню, как женщины бросали свои паранджи прямо на сцену. Такова сила искусства.
Из ст.: Абдусаматов X. Камиль Яшен.— Театр, 1979, № 12.
Лит.: Кайдалова О. Традиции и современность. М., 1977.
Театральный календарь на 1984 год. Л., 1983.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ