Давайте полистаем советские газеты и журналы и посмотрим, чем жил советский театр 100 лет назад в августе 1924-го года.
(по страницам журналов и газет 1924 года)
4 августа в Михайловском манеже состоялась инсценировка, посвященная 10-летию империалистической войны. Инсценировка, построенная на тексте манифеста V конгресса Коминтерна, была поставлена с участием 1500 человек кружковцев, частей Красной Армии и флота, пионеров, спартаковцев, красной конницы, санитарных отрядов; отдельные моменты иллюстрировались кино и диапозитивами; по ходу действия перед зрителями прошла производственная манифестация — трактор и кузница и т. д.
«Жизнь искусства», 1924, № 33, 12 августа.
***
Привлеченный в состав управления актеатров Н. Г. Виноградов, как нам передают, сосредоточит свою работу по освежению актеатров в новой оперно-балетной студии, которая будет носить название «Мастерской Монументального Театра», в сокращении — «Мамонт». В «Мамонт» будут привлечены крупные творческие силы в области всех искусств, входящих в круг театра, частью приглашенные из Москвы, а также молодежь; при «Мамонте» организуется ассоциация из мастеров всех искусств.
«Жизнь искусства», 1924, № 36, 2 сентября.
***
«Трест Д. Е.», поставленный в театре имени В. Мейерхольда для делегатов V конгресса Коминтерна и партийных организаций, ознаменовался грандиозной демонстрацией международной солидарности пролетариата.
«Жизнь искусства», 1924, № 33, 12 августа.
***
С 15 августа начались репетиции возвратившейся из-за границы драматической труппы МХТ. В репертуаре первых спектаклей пьесы: «Ревизор» Гоголя, «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина и «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого. Первая постановка сезона «Горе от ума» Грибоедова. Пьеса пойдет в старых декорациях художника Добужинского и в новой трактовке режиссеров К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко .
«Художник и зритель», 1924, № 4-5.
***
24 августа в г. Петрозаводске шла пьеса «Александр Второй» (цареубийство 1 марта 1881 г.). Совершенно неожиданно среди зрителей узнали родную сестру революционера Рысакова, выведенного в данной пьесе. Собравшаяся в большом количестве публика устроила ей шумную овацию. Заиграл оркестр, все зрители встали как один человек. На лицах некоторых были слезы. Театр дрожал от рукоплесканий. Старушка .Рысакова была глубоко взволнована выпавшей на ее долю овацией. длившейся несколько минут.
«Известия», 1924, 2 сентября.