17 августа исполняется 90 лет со дня открытия (1934) Первого всесоюзного съезда советских писателей.
Говоря о смысле создания Союза писателей СССР. М. Горький во вступительной речи на открытии Первого всесоюзного съезда советских писателей подчеркнул, что отныне «разноплеменная, разноязычная литература всех наших республик выступает как единое перед лицом пролетариата Страны Советов. . . демонстрируя единство нашей цели, которая, конечно, не отрицает и не стесняет разнообразия наших творческих приемов и стремлений». Социалистический реализм, о роли и многообразии форм которого говорили на съезде М. Горький. Вс. Иванов, А. Толстой, Ю. Олеша. Л. Сейфуллина и другие, утверждался съездом как боевое оружие советских прозаиков, поэтов, драматургов и критиков — всех, кого объединил новый творческий союз. Много внимания на съезде было уделено также будущему советского театра и драматургии.
Из доклада А. Н. Толстого на Первом всесоюзном съезде советских писателей
Театр — наиболее трудная и вместе с тем наиболее совершенная форма искусства. В театре единственный объект искусства человек. Человек как он есть, без всяких подсобных предприятий в виде описаний, лирических отступлений от автора или заговора слов. .
Перед драматургом — голый человек — духовный мир, высшее явление природы, со всем наследством миллионов пролетевших веков и всеми возможностями будущих тысячелетий, противоречивый, всегда борющийся, всегда определяющий свое бытие революциями и строением социальной среды, творящий идеи и воплощающий их, удивительный мир, заключенный в комочке нервов под черепной коробкой.
Таков объект драматургии. Единственный метод, которым можно познать и отобразить его,— это реализм, то есть метод художественного обобщения действительности. ..
В пьесе должно быть только самое главное,—драматург пусть будет беспощаден к самому себе: все, что можно убрать, хотя бы и ценное, убирать без сожаления, в жертву экономии, плотности текста и насыщенности действия.
Ни мгновенной остановки, ни слова покоя, хотя бы для важной характеристики. Занавес поднят, театральное время взмахнуло размалеванными крыльями и устремляется вперед, по путям намеченных судеб. Все в изменении, в движении — с каждой фразой персонаж делает шаг по лестнице своей судьбы. Если он сел и замолчал, то через минуту встанет иным. Он ушел одним — вернется другим.
Зрительный зал болезненно не выносит остановки, если это ненужная для движения пауза. Полсекунды без изменения — топтания на месте — превращаются в резонансе зрительного зала в долгую томительную скуку, в свинцовую тучу тоски.
О, скука зрительного зала! Это больше, чем неучтивость,— это общественное преступление. Неважно, что зритель скучал полчаса в трамвае, по пути в театр. В трамвае была пауза жизни. Здесь — пауза в творчестве. Зритель пришел в театр творить, потому что воспринимающий искусство —такой же творец, как и дающий его.
Чувство зрительного зала. Здесь драматург сдает социальный экзамен. Ощущение творческой воли масс возможно лишь при условии своей осознанной связи с их творческой жизнью. Их задачи, их волнения — его волнения.
Драматург парадоксально нарушает основной закон физики,— он одновременно должен занимать в пространстве два места: на сце-не — среди своих персонажей и в кресле зрительного зала. Там — на сцене — он индивидуален, так как он — фокус волевых линий эпохи, он синтезирует, он философ. Здесь — в зрительном зале — он целиком растворен в массах. Иными словами: в написании каждой пьесы драматург по-новому утверждает свою личность в коллективе. И — так — он одновременно творец и критик, ответчик и судья.
Из кн.: Толстой А. Н. О драматургии. Доклад на Первом всесоюзном съезде советских писателей. М., 1934.
Лит.: Горький М. О литературе. М., 1953.
Театральный календарь на 1984 год. Л., 1983.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ