Путаница с днями и годами рождения не редкость для многих известных людей прошлого. В том числе и у советского скульптора Георгия Ивановича Мотовилова в советских справочниках датой рождения указывалось 28-го июня 1884-го года, и в этом июне отмечалось бы 120-летие замечательного советского скульптора. Но в современных источниках уже указывается другой год рождения — 1892-й, который указан и на надгробии скульптора. Почему произошла эта путаница сказать сложно, но сейчас годом рождения указан 1892-й, то есть в этой июне, исходя из этой даты, отмечается 132-а года со дня рождения Георгия Мотовилова (1892-1963).
Когда в 1937 году в Париже открылась Международная выставка, то многие ее посетители, осматривая Советский павильон, невольно останавливались у величавой бронзовой фигуры «Металлурга». Смелая, ясная композиция, энергичная лепка — вот что подкупало в произведении, воплощавшем типические черты молодого советского рабочего периода первых пятилеток. Автором скульптуры был Георгий Иванович Мотовилов.
Творческий путь Мотовилова от начала до конца связан с советской эпохой. Сын врача, он по настоянию родителей сначала учился на медицинском факультете Московского университета, но вернувшись из армии, всецело отдался своим художественным наклонностям. В 1918 году, став студентом Государственных свободных художественных мастерских, Мотовилов сразу же включился в работу по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. Правда, его первую скульптуру — памятник Генриху Гейне, установленный в одном из московских скверов, никак нельзя было назвать удачной. Но важно было другое, а именно то, что уже в начале творческой биографии интересы Мотовилова слились с интересами революционного народа.
Закончив в 1921 году образование во Вхутемасе, Мотовилов сперва помогал С. Т. Коненкову, у которого, еще будучи студентом, перенял знание различных скульптурных материалов, навыки обработки камня и резьбы по дереву. Однако вскоре молодой скульптор начал работать самостоятельно. Свои первые произведения Мотовилов экспонировал на выставке ОБИС (Общество искусств) и «Бытие». В конце 20-х годов он становится участником выставок АХРР.
Из станковых произведений, выполненных Мотовиловым в этот период, можно отметить «Голову красноармейца» (1926), портрет героя гражданской войны Яна Фабрициуса (1930), выразительную композицию «Тачанка» (1931) и другие.
В начале 30-х годов, когда у нас усилился интерес к синтетическим архитектурно-скульптурным решениям, Мотовилов стал одним из энтузиастов этого начинания.
С большим увлечением и последовательностью работал Мотовилов в области монументально-декоративного искусства, показав себя прекрасным мастером тематического рельефа на современную тему в самых различных ее аспектах.
Начало работы Мотовилова в области монументально-декоративной скульптуры было положено еще в 1921—1922 годах рельефами на тему «Интернационал» для одного из зданий Саратова. Однако значительных результатов как мастер скульптурного рельефа Мотовилов добился много лет спустя, когда совместно с архитектором Л. М. Поляковым создал оформление главного входа Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. С этой работой тесно связано другое произведение Мотовилова — большой фриз на стене, соединявшей Главный павильон выставки с отдельно стоящей декоративной башней. Видное место в творчестве Мотовилова занимают скульптуры для станций московского метро — медальоны с фигурами на сводах надземных павильонных станций «Электрозаводская» ( 1942—1944) и «Новокузнецкая» (1944), группа у входа на станцию «Электрозаводская» и цикл рельефов в ее подземном зале. А сколько творческой энергии вложил Мотовилов в оформление станций «Октябрьская» (1950), «Парк культуры» (Кольцевая; 1950), «Комсомольская» (кольцевая; 1951), «Проспект Мира» (1952), «Смоленская» (новая; 1953).
1952 год был отмечен для Мотовилова крупнейшей творческой победой — он завершил свои рельефы и статуи на Волго-Донском канале им. В. И. Ленина, а вскоре после этого закончил фриз на портале нового здания Московского государственного университета. В 1962 году к выставке «30-летие МОСХ» Мотовилов представил рельеф «Александр Невский», скомпонованный из многих отдельных сцен.
Второй ведущей линией в творчестве Мотовилова была работа над памятниками.
Первым памятником, созданным скульптором в послевоенные годы, был памятник генерал-лейтенанту П. В. Волоху, сооруженный в городе Изюме. В 50-х годах скульптор заканчивает один за другим памятники А. П. Чехову в Мелихове (1951), М. И. Кутузову в Смоленске (1954), А. Н. Толстому в Москве (1957), Н. А. Некрасову в Ярославле (1958).
Интересна была и малая пластика Мотовилова, преимущественно женские портретные статуэтки. В основе этих небольших произведений лежало внимательное штудирование натуры. Произведения Мотовилова можно видеть не только в нашей стране, но и за границей. Они украшают Дворец культуры и науки в Варшаве, здание Советского посольства в Брюсселе.
С 1945 по 1963 годы Мотовилов преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище.
Литература: К. С. Кравченко. Георгий Иванович Мотовилов. М., «Советский художник», 1969.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ