Мир русского театра не ограничивается только центром Москвы или Санкт-Петербурга. Много интересного происходит и в очень далеких от Центральной России регионах. Уже несколько лет, начиная с 2019-го года, на Дальнем Востоке проходит замечательный фестиваль театров Дальнего Востока. Руководителем фестиваля является народный артист Евгений Миронов, который неизменно участвует в программе фестиваля. Целью фестиваля является поддержка театров Дальнего Востока, укрепление творческих связей между театрами.
В 2019-2023-х годах фестиваль проходил в Хабаровске, собирая в афише лучшие спектакли театров Дальнего Востока. В этом году V Фестиваль театров Дальнего Востока проводится в Южно-Сахалинске с 17-го по 30-е июня. Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Сахалинской области в рамках федеральной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке.
Руководитель Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, Народный артист РФ, Художественный руководитель Государственного Театра Наций Евгений Миронов:
«Фестивалю театров Дальнего Востока — 5 лет. Все эти годы он работает на поддержку и развитие театральных коллективов Дальнего Востока, популяризацию современного театрального искусства, укрепление творческих связей и взаимообмен между театрами этого региона. Фестиваль проходит в рамках программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Предыдущие 4 года этот смотр базировался в Хабаровске. Я хочу сказать большое спасибо нашим коллегам из этого прекрасного города. Они провели очень сложную и важную работу. Но ничто не стоит на месте, и в этом году мы празднуем новоселье — пятый Фестиваль театров Дальнего Востока пройдет в Южно-Сахалинске. Нам предстоит большая работа. Есть много очень интересных идей по развитию фестиваля, в том числе в сфере образовательных программ. Желаю удачи всем участникам фестиваля, а зрителям Сахалина – ярких театральных впечатлений».
На две недели Южно-Сахалинск становится театральной столицей Дальнего Востока, а к городу приковано внимание и столичных театралов. Сахалинцы и гости острова увидели не только десять лучших спектаклей театров Дальнего Востока, которые отобрал экспертный совет фестиваля, но и постановки крупных российских театров. Также большое внимание уделено обучающей программе для артистов, работников цехов и пресс-служб региональных театров.
И вполне закономерно, учитывая рост художественного уровня дальневосточных театров, что 24-го июня на XXX церемонии вручения Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2022-2023 «Золотую Маску» получил сахалинский театр «Чехов-центр« со своим спектаклем «Записки сумасшедшего».
Спектакль Сахалинского международного театрального центра им. А.П. Чехова «Записки сумасшедшего» получил высшую российскую театральную награду «Золотая Маска» за лучшую работу художника по свету в драматическом театре. Лауреатом премии стал Константин Бинкин. Для получения награды на сцену вышел заслуженный артист Сахалинской области Константин Вогачев. На церемонии также присутствовала директор Чехов-центра, заслуженный работник культуры Сахалинской области Татьяна Корнеева.
«Несмотря на то, что я свою «Золотую Маску» не взял за лучшую мужскую роль, но я совершенно не расстроен, потому что «Записки» взяли свою «Маску», мы взяли, Костя взял! И это победа. Поэтому Сахалин, Южно-Сахалинск, Чехов-центр, «Записки» — ура!», — поделился эмоциями Константин Вогачев после награждения.
Напомним, что спектакль сахалинского Чехов-центра «Записки сумасшедшего» был выдвинут на соискание главной профессиональной награды страны – Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в 5-ти номинациях:
Драма/Спектакль малой формы
Драма/Работа режиссёра — Роман Кочержевский
Драма/Мужская роль — Константин Вогачев
Драма/Работа художника — Сергей Илларионов
Драма/Работа художника по свету — Константин Бинкин
Члены жюри «Золотой Маски» посмотрели спектакль «Записки сумасшедшего» в постановке Романа Кочержевского на родной площадке в Южно-Сахалинске. Экспертами выступили: российский актер театра и кино Игорь Петренко, директор Екатеринбургского театра кукол заслуженный работник культуры Российской Федерации Пётр Стражников, театровед и театральный критик Нина Монова и заслуженный артист Воронежской области Юрий Смышников.
А за неделю до церемонии в Москве, 17-го июня состоялось открытие V Фестиваля театров Дальнего Востока в Южно-Сахалинске. Для сахалинцев и гостей острова на площади перед зданием Правительства области был показан спектакль-концерт «Рождение человека» с участием народного артиста России Евгения Миронова и актрисы театра и кино Александры Урсуляк в сопровождении фольклорного ансамбля «Комонь» (Москва).
Постановка художественного руководителя Московского театра «Практика» Марины Брусникиной представляет собой эксперимент, в котором произведения Максима Горького «Страсти-мордасти» и «Рождение человека» читают под музыку любимого композитора писателя — Эдварда Грига. На показе спектакля в Южно-Сахалинске, приуроченном к открытию V Фестиваля театров Дальнего Востока, выступит камерный состав Симфонического оркестра Северо-Запада России. Дирижер – Александра Чопик.
В основную афишу Фестиваля театров Дальнего Востока в 2024 году вошли спектакли:
- «Долгин» («Волна») по роману Т. Штрассера «Волна», режиссер и автор инсценировки С. Жамбалова. Государственный ордена Трудового Красного Знамени Бурятский академический театр драмы имени Хоца Намсараева (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия).
- «Сорванец» по пьесе В. Крылова, режиссер И. Астафьева. Государственный Академический Русский Драматический Театр им. А. С. Пушкина (г. Якутск, Республика Саха (Якутия)).
- «Пир…» этюдный спектакль по поэтическим произведения Лианы Ю, режиссер Д. Тууйас. Инклюзивный театр «Алгыс» (г. Якутск, Республика Саха (Якутия)).
- «Дама с собачкой» по рассказу А. П. Чехова, режиссер М. Абулкатинов. Магаданский государственный музыкальный и драматический театр (г. Магадан).
- «Квартирник. Бродский» на основе стихотворений и эссе Иосифа Бродского, режиссер и автор инсценировки А. Шефатов. Приморский краевой драматический театр молодежи (г. Владивосток).
- «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова, режиссер Ю. Квятковский. Камчатский театр драмы и комедии (г. Петропавловск-Камчатский).
- «Три сестры. отрывки. отражение» по пьесе А. П. Чехова, режиссер А. Карпушин. Хабаровский театр юного зрителя (г. Хабаровск).
- «Якут, превратившийся в злого духа» по мотивам произведения П. Ойунского, режиссер и автор инсценировки Ю. Макаров. Нюрбинский государственный передвижной драматический театр, (г. Нюрба, Республика Саха (Якутия)).
- «Записки сумасшедшего» по повести Н. В. Гоголя, режиссер Р. Кочержевский. Сахалинский международный театральный центр им. А. П. Чехова (г. Южно-Сахалинск)
Офф-программа фестиваля была представлена спектаклями из спектаклей российских и зарубежных театров. Основная часть программы состояла из работ учеников Виктора Рыжакова Школы-студии МХАТ.
- «Петерс», по произведению Т. Толстой, режиссер А. Прикотенко. Театр «Старый дом» (г. Новосибирск)
- «Софичка», Ф. Искандер, режиссер Е. Одинцова. Государственный русский театр драмы имени Ф. А. Искандера Республики Абхазия
- «Енджи-Ханум, обойденная счастьем», Государственный русский театр драмы имени Ф. А. Искандера (г. Сухум, Абхазия)
- «Секрет Би-дуби-бу», режиссер Т. Бурель. Школа-студия МХАТ (г. Москва)
- «Азбука. Лев Толстой», режиссер А. Николаева. Школа-студия МХАТ (г. Москва)
- «Рассказ о многих интересных вещах», режиссер В. Рыжаков. Школа-студия МХАТ (г. Москва)
- «Дорогой мистер Смит», мюзикл по пьесе Д. Кейрда, режиссер А. Франдетти. Театр «Приют комедианта» (г. Санкт-Петербург)
Критики и эксперты фестиваля
Ольга Никифорова
Драматург, автор более 20 инсценировок и пьес. Организатор и куратор многих российских и международных фестивалей, драматургических и режиссерских лабораторий. Эксперт Национальной премии и фестиваля «Золотая Маска» (2003, 2019).
Анна Степанова
Театровед, театральный критик, историк театра. Кандидат искусствоведения, доцент кафедры Истории театра России ГИТИСа, художественный руководитель 1 курса театроведческого факультета.
Глеб Ситковский
Театральный критик, журналист. Основатель и куратор всероссийского проекта «Школа театрального блогера». Автор газеты «Коммерсант» и журнала «Сноб». Эксперт Молодежного театрального форума стран СНГ.
Ирина Кузьмина
Театровед, театральный критик, окончила театроведческий факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС). Ведущий эксперт международного отдела СТД РФ. Член профессиональной ассоциации театральных критиков (АТК).
Ирина Ганзера
Театровед, старший специалист по связям с общественностью театра «Практика». Преподаватель Московского городского педагогического университета.
Татьяна Цветкова
Заместитель начальника управления театров Департамента культуры города Москвы. Работала Исполнительным директором Международного Волковского фестиваля (г. Ярославль), Международного театрального фестиваля «Радуга» (г. Санкт-Петербург), Молодежного фестиваля «Будущее театральной России» (г. Ярославль), Международного театрального фестиваля «LOFT», координатором проекта «Театральная Олимпиада 2019». Эксперт Международного конкурса новой драматургии «Ремарка».
В рамках V Фестиваля театров Дальнего Востока проведена и обширная образовательная программа
Участниками интенсива «PRоба пера» станут культурные журналисты, блогеры, сотрудники отделов по связям с общественностью и завлиты театров дальневосточного региона. На протяжении всего фестиваля их ждет насыщенная обучающая программа, мастер-классы от ведущих российских театральных критиков и экспертов (Ольга Никифорова, Глеб Ситковский, Анна Степанова, Ирина Кузьмина, Ирина Ганзера и др.), просмотр спектаклей и посещение специальных мероприятий V Фестиваля театров Дальнего Востока, участие в практических заданиях, обсуждениях спектаклей-участников, а также в выпуске фестивальной газеты.
Также запланирована обучающая программа для артистов дальневосточного региона «Блиц-театр». В рамках этого направления на конкурсной основе формируется сборная труппа артистов дальневосточных театров. Участники, прошедшие конкурсный отбор, приглашаются на все время проведения фестиваля в качестве зрителей спектаклей и участников фестивальных событий. Кульминацией образовательной программы станет лаборатория. Приглашенные молодые режиссеры отберут артистов, сформируют свои команды и во время фестиваля отрепетируют и представят фестивальной публике 4 эскиза спектаклей. Работа над эскизами займет ориентировочно неделю с показами 29 июня и 30 июня.
И третьим обучающим направлением станет практический семинар «Ярче! Громче!» — для специалистов звуко- и светотехнических цехов театров. Его участники вместе с режиссерами и артистами примут участие в создании эскизов, а также посетят специализированные мастер-классы ведущих российских мастеров. Участие в этом образовательном направлении неконкурсное, театр самостоятельно отбирает сотрудников для участия (по одному специалисту каждого направления) и направляет список оргкомитету фестиваля.