140 лет со дня рождения советского искусствоведа Бориса Терновца

2-го ноября исполняется 140 лет со дня рождения советского искусствоведа, первого директора Государственного музея нового западного искусства в Москве Бориса Николаевича Терновца (1884-1941). 

Борис Николаевич Терновец принадлежал к старшему поколению тех советских искусствоведов, для которых было характерно прямое и действенное участие в огромных общественнокультурных преобразованиях, свершаемых Советским государством. Свои научные и творческие занятия он сочетал с энергичной организационной деятельностью, отдавая много сил повседневной текущей работе, связанной с музейным строительством, пропагандой художественных знаний, приобщением к искусству широких народных масс.

Среди разнообразной деятельности Терновца первостепенное значение имела работа в Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ), созданном на основе известных дореволюционных коллекций С. И. Щукина и И. А. Морозова. Директором этого музея он был многие годы. Встав во главе Морозовского отделения, он стремился из частного собрания, отражающего вкус владельца, создать государственный музей. Была осуществлена новая экспозиция, построенная по строго историческому принципу, что способствовало эстетическому воспитанию народа, приобщало его к мировой культуре. Много сил в трудные 1920-е годы было затрачено Терновцом на пополнение музея, с целью показа в нем не только произведений французской школы живописи, как это было у его прежних владельцев, но и создания отделов искусства других национальных школ. Активное собирательство, пополнение ГМНЗИ продолжалось и в 1930-е годы. Многочисленные работы Терновца, посвященные истории музея, его деятельности, изучению представленных в нем памятников, статьи, пропагандирующие музей и его коллекции, появлялись не только в советской, но и в зарубежной прессе.

В первые послереволюционные годы Терновец совмещал музейную работу с творческим трудом скульптора. Он участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды, им были созданы проекты памятников А. Н. Скрябину и «Освобожденному труду». Последний проект получил вторую премию на конкурсе.

В дальнейшем, однако, музейная и искусствоведческая деятельность поглощает все время Терновца. Руководя ГМНЗИ, он был одновременно членом Государственного ученого совета при Наркомпросе, действительным членом Государственной Академии художественных наук, где ведал секцией пространственных искусств, вел большую общественную работу во Всероссийском обществе культурных связей с заграницей (БОКС).

Это интересно:   215 лет со дня рождения американского художника Уильяма Сиднея Маунта

Особенности Терновца как искусствоведа определило не только общее и искусствоведческое образование (после окончания юридического факультета Московского университета в 1908 году он слушал лекции Г. Вельфлина и участвовал в практикуме у К. Фолля в Мюнхенском университете), но и профессиональное художественное образование. Сначала он занимался живописью в Москве у Юона (1907—1908) и Киша (1909—1910), в Мюнхене у Холлоши (1911 —1912). Позже в Париже он овладел мастерством скульптора под руководством Бурделя (1913—1914). Отсюда — особый профессионализм искусствоведческих работ Терновца, глубокое и острое ощущение им специфики художественно-выразительных средств произведений искусства. Его статьи и книги написаны живым, образным языком и легко воспринимаются читателем. В них всегда видно бережное отношение к творческой индивидуальности изучаемого мастера.

Диапазон творчества Терновца как искусствоведа весьма широк. Он писал о русском искусстве («Русские скульпторы», М., 1924; «Коровин — Серов», М., 1925), освещал искусство Франции XIX века («Синтез искусств у Делакруа», 1937; «Французская историческая живопись и Делакруа», 1939), интересовался старыми мастерами (тонкое эмоциональное восприятие искусства далекого прошлого отразилось в его эпистолярном наследии, опубликованном в книге «Б. Н. Тер-новец. Письма. Дневники. Статьи». М., 1977).

Однако основное свое внимание Терновец сосредоточил на современном зарубежном искусстве и советской скульптуре. В 1920-х годах в советской печати регулярно появляются его статьи, посвященные художественной жизни Парижа, современной французской живописи и пластике. Позже возникает ряд монографий, освещающих творчество французских скульпторов конца XIX — начала XX века («А. Майоль», М., 1935; «Бурдель», М., 1935; «Роден», Л., 1936).

В 1930-е годы Терновец все большее внимание уделяет изучению зарубежного революционного искусства. Это выявилось в устройстве многочисленных выставок в ГМНЗИ, начиная с экспозиции работ Люсьена Лафоржа в 1929-м и Франса Мазереля в 1930 году, в опубликовании ряда статей в советской прессе.

Важная роль принадлежит Терновцу в пропаганде советского искусства за рубежом. Он был организатором нескольких показов произведений советских мастеров за границей: на XIX Биеннале в Венеции (1924), на Международных выставках декоративных искусств в Париже (1925) и Монце близ Милана (1927). Одновременно он выступал в иностранной печати со статьями о советской художественной жизни.

Это интересно:   140 лет со дня рождения польского художника и дизайнера Войцеха Ястшембовского

Много и увлеченно писал Терновец о советской скульптуре: о выставках и конкурсах, об отдельных мастерах и о тех или иных проблемах пластики. Особо должна быть отмечена статья о развитии советской скульптуры за пятнадцать лет («Искусство», 1932, № 3, 5). Здесь впервые был введен в научный оборот документальный материал, связанный с осуществлением ленинского плана монументальной пропаганды, выявлены закономерности развития советской скульптуры и показаны ее основные задачи.

Терновцу принадлежат и первые монографии о замечательных советских скульпторах — В. И. Мухиной (М.—Л., 1937) и С. Д. Лебедевой (М.— Л., 1940). Перед войной им была закончена книга по истории советской скульптуры, подводящая итоги многолетним изучениям искусствоведа. Война и кончина автора помешала ее изданию; некоторые отрывки из нее были напечатаны посмертно в книге «Б. Н. Терновец. Избранные статьи» (М., 1963). В своих работах о советской скульптуре автор выделял самое талантливое и перспективное, прозорливо отмечал тех молодых мастеров, которые затем вошли в историю советской культуры. Многие статьи Терновца сыграли большую роль в дальнейшем изучении советской скульптуры. Отметим, что почти все работы создавались в непосредственном общении с мастерами, о которых шла речь.

С именем Терновца связано еще одно важное для советской художественной культуры начинание — издание многотомного труда «Мастера искусства об искусстве». Предпринятый совместно с Д. Е. Аркиным и под их редакцией, этот труд выходил в 1930-х годах дважды (трехтомник в 1933—1934 гг. и четырехтомник в 1937—1939 гг.). В обиход советского искусствознания были тем самым введены интереснейшие мысли и суждения мастеров мирового искусства. В 1930-х годах Терновец возвращается к живописи и создает ряд интересных пейзажей Крыма.

Н. ЯВОРСКАЯ

Это интересно:   Заглянем в прошлое: театральное искусство в советских отрывных календарях

Литература: Б Н. Терновец. Письма. Дневники. Статьи. М., 1977

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984. 

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ