120 лет со дня рождения колумбийского художника Луиса Альберто Акуньи

12-го мая исполняется 120 лет со дня рождения известного колумбийского художника Луиса Альберто Акуньи (1904-1994). К этой дате публикуем очерк о творчестве художника. 

Колумбия обладает в изобилии памятниками древней культуры индейцев, но развитие самостоятельной школы современного искусства началось здесь сравнительно с другими крупнейшими латиноамериканскими странами недавно. Только в 20-е—30-е годы нашего столетия колумбийские художники предприняли первые целенаправленные попытки в этом направлении. Одним из лидеров движения за национальный стиль в изобразительном искусстве и стал Луис Альберто Акунья.

В лесу, 1968

Акунья, подобно всем крупным мастерам современного латиноамериканского изобразительного искусства, после занятий на родине, в Школе изящных искусств в Боготе у Р. Асеведо Берналя, направился совершенствоваться в Европу. В 1924—1930 годах он работает в Испании и в Париже в академии Колоросси у Бушара и Ландовского. Устроенная им во Франции в 1928 году выставка прошла успешно. Уроки новейшего западноевропейского искусства он сразу же пытается соединить с воспоминаниями о родине. Но в этих работах были и моменты стилизации и дань салонной красивости.

Гардеробная для горничных, 1945

В 1930-е годы Акунья живет в Колумбии. Он очень интенсивно занимается живописью, преподает в Школе изящных искусств. Еще в Париже он полюбил историю искусства и на родине начинает планомерное изучение памятников старой культуры индейцев. С этой целью он нередко выезжает в отдаленные, самобытные. мало затронутые веками европейской цивилизации районы страны. Постепенно этот исследованный им исторический материал начинает находить отражение в его творчестве не как экзотическая тема, а определяет новое отношение к пластическим задачам, к образному звучанию работы. Поэтому, когда Акунья в 1938—1942 годах работает в Мексике, он чувствует себя не роб ким учеником великих мексиканских мастеров, а их единомышленником.

Это интересно:   175 лет великому русскому художнику Василию Сурикову
El beso, 1941

Пребывание в Мексике — один из интересных периодов в творчестве художника. Это были годы расцвета мексиканского изобразительного искусства, и в атмосфере полного понимания, творческого соревнования полностью раскрываются возможности таланта Акуньи. Одаренный жанрист, он пишет энергично, мощно, приближаясь по впечатлению к монументальной живописи. Тако во его полотно «Золотой город» (1941). По силе воздействия оно не уступает лучшим произведениям мексиканской живописи тех лет.

Золотой город

Быт в картинах Акуньи, неповторимый латиноамериканский соч ный быт, становится эпическим, как в древнем мифе. Его произведения — яркие поэтические метафоры («Лесные мифы», 1957). запоминается их необычная об разность и эмоциональность Они раскрывают перед нами необычную жизнь народа, где древнее, языческое переплелось с современным и ультрасовременным, показывают богатство его поэтической фантазии. Акунья реализовал свои замыслы не только в живописи, но и в своеобразных по форме скульптурах («Кентавр Несс»). Его творчество представлено во многих известных музеях мира, в том числе в Музеях современного искусства в Нью-Порке и Париже. Не раз устраивались его персональные выставки вне Колумбии. Искусствоведческие исследования Акуньи внесли много нового в понимание традиции латиноамериканского искусства.

Женское лицо, 1947

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ