140 лет со дня первой постановки пьесы Александра Островского «Без вины виноватые»

27 января исполняется 140 лет со дня первой постановки (1884) пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые». К этой дате публикуем нашу статью. 

Пьеса «Без вины виноватые» подарила актерам русского театра прекрасные роли, в которых отразилась русская жизнь с ее противоречиями, драмами, горестями и обретениями. Недаром до сих пор пьеса столь любима и актерами и зрителями.

Премьера состоялась в Малом театре. Первой Отрадину — Кручинину сыграла Г. Н. Федотова. Незнамова играл К. Н. Рыбаков, Шмагу — Н. И. Музиль, Мурова — А. И. Южин, Галчиху — О. О. Садовская, Каринкину — Н. А. Никулина.

Через несколько дней прошла премьера в Александрийском театре, с участием П. А. Стрепетовой, М. М. Петипа, В. Н. Давыдова, А. П. Ленского. Сценическая история «Без вины виноватых» огромна. В роли Кручининой выступали М. Н. Ермолова и М. Г. Савина. В пьесе блистали ведущие советские актеры: на сцене — В. Н. Пашенная, И. В. Ильинский, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, Е. Н. Гоголева, А.Г.Коонен, А. А. Орочко, В. П. Марецкая, М. И. Царев, Ю. В. Т олубеев, в кино — А. К. Тарасова, А. Н. Грибов, В. В. Дружников.

Гликерия Николаевна Федотова в роли Кручининой

Мне — завзятому театралу — приходилось не раз переживать сильный подъем чувства под влиянием игры и русских, и заезжавших к нам из других стран корифеев сценического искусства. Но плакал я в театре только однажды. Это было в Малом театре на представлении драмы Островского «Без вины виноватые» с Федотовой в главной роли. В первом акте этой пьесы Федотовой пришлось изображать девушку, любящее сердце которой на протяжении одного акта получает один сокрушительный удар за другим. Приходит ее возлюбленный, уже имеющий от нее ребенка, и ведет какой-то зловещий разговор, переполненный осторожными намеками на возможность разрыва, сообщает о том, что мать принуждает его жениться на богатой женщине, и, наконец, заявляет о своем отъезде по делам службы. Отрадина начинает отдаленно предчувствовать что-то недоброе, но не хочет отдаваться этому чувству, тревожится и подбодряет саму себя. Вдруг приезжает ее приятельница, счастливая обладательница богатого наследства. Она приехала с новостью: она выходит замуж и показывает карточку жениха. Жених оказывается возлюбленным Отрадиной. Отрадина ранена в самое сердце. Подруга уезжает, и из соседней комнаты выходит скрывшийся туда возлюбленный Отрадиной, смущенный, пытающийся что-то объяснить, в чем-то оправдаться. Он несколько раз начинает бессвязную речь. Отрадина отвечает ему презрительно-негодующим «уходите!» Но он еще не успевает уйти, как является старуха Галчиха, на попечении которой находится малютка — сын Отрадиной и ее возлюбленного. Ребенок умирает. Пока старуха с опаской подходит к передаче этого известия, Отрадина мечется в неописуемом возбуждении. «Доктора, доктора!» — «Да доктор уже у нас, матушка». — «Что же он говорит?» — «Часу, говорит, не проживет». Отрадина кричит старухе: «Бежим, бежим», и в эту минуту ее взгляд упадает на смущенную фигуру любовника. И тогда все нарастающая нервная душевная лихорадка Отрадиной разрешается последним криком: «Ну, теперь вы совсем свободны». Трудно с чем-либо сравнить ту нервную силу, с которой Федотова вела эти сцены. Не было зрителя, который бы не плакал и в течение всего акта вслед за артисткой не испытывал все нараставшую тревогу, словно какой-то ток душевного трепета протягивался между сценой и зрителем и все взвинчивал и взвинчивал чувство зрителя последовательными нервными толчками, а завершительное восклицание артистки: «Ну, теперь вы совсем свободны!» — приобретало потрясающую силу, и какими разнообразными чувствами была насыщена эта фраза в устах артистки: и отчаяние, и негодование, и убийственное презрение, и острая тоска — все сплелось здесь в общий клубок и, словно молнией, освещало тот душевный ад, который в эту минуту должен был гореть в несчастной матери и брошенной любовнице.

Это интересно:   115 лет со дня рождения советского туркменского актера, режиссера и драматурга Алты Карлиева

Из кн.: Кизеветтер А. А. Театр. Очерки, размышления, заметки. М,, 1922.

Полина Стрепетова

Полина Антипьевна Стрепетова в роли Кручининой

…У г-жи Стрепетовой в ее репертуаре не было ни одной такой роли, где бы мимике и вдохновению артистки было столько работы; но она вышла из роли с торжеством, не возвышая тона, данного автором, не выходя из пределов характера доброго, сосредоточенного в себе, малоговорливого, простого, но глубоко чувствующего. Когда же это чувство прорывается, вся душа ее пылает и говорит в рыдающем голосе, в сверкающих глазах, в лице, во всей фигуре. В первом акте есть несколько моментов, где такая игра захватывает внимательного зрителя. Артистка следит за характером и старается выдвинуть вперед то господствующее чувство ясности и сосредоточенности, которое спасло его на трудном пути жизни, не изломало, не поставило на ходули, не бросило в грязь. Но в особенности чудесный у г-жи Стрепетовой третий акт, сцена между Кручининой и полупомешанной старухой Галчихой, которая знает о судьбе ее ребенка, и последняя сцена четвертого акта, где она узнает сына. Только одно слово говорит она: «Он!»— но это слово, та яркая, блаженная радость, радость чистой и прекрасной души, потрясенной до обморока, радость матери, которая находит счастие и цель жизни, какая-то небесная радость — все это так потрясает, что слезы текут из глаз зрителей. Этот момент удивительный по своей выразительности, по оригинальности замысла и выполнения. В нем пафос драмы, в нем объяснение всей жизни, всего характера Кручининой, всей ее чудесной женственности, в этом глубокая, чистая и ясная мораль пьесы. Во всем русском репертуаре е,два ли есть такое высокое и вместе с тем такое простое положение, одинаково говорящее сердцу всех, у кого есть ясные и простые чувства.

Из ст.: Незнакомец. Новая пьеса А. Н. Островского.— Новое время, 1884, 22 янв.

Лит.. «Без вины виноватые». Материалы и исследования. М., 1947;

А. Н. Островский на советской сцене. М., 1974;

А. Н. Островский. Литературное наследство. Т. 88 Кн. 1. М., 1974.

Театральный календарь на 1984 год. М., 1983. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ
Это интересно:   Театральные декорации Николая Крымова (к 140-летию со дня рождения художника)