5-го марта исполняется 140 лет со дня рождения русского и советского художника Василия Семёновича Сварога (1883-1946). Жизни и творчеству замечательного художнику посвящен настоящий небольшой очерк.
Воспитанник художественно-промышленного училища Штиглица в Петербурге Василий Корочкин жил недалеко от училища в одном из переулков за Литейным проспектом. Юноша слыл не только талантливым художником, но и одаренным музыкантом и особенно был известен игрою на гитаре.
Под влиянием преподавателя П. И. Долгова Василий Корочкин полюбил акварель. Он научился с удивительной легкостью работать в этой сложной, своеобразной технике. Начиная свой творческий путь, юноша присвоил себе имя славянского бога огня Сварога и С тех пор все свои произведения он подписывал — В. Сварог.
После окончания училища Сварог начал работать как иллюстратор Все тогдашние иллюстрированные журналы вскоре признали его дарование и стали наперебой заказывать ему акварели и рисунки пером, углем, графическим и цветными карандашами, пастелью. Больше всего Сварог работал в журналах «Живописное обозрение», «Нива», «Солнце России».
В 1905 году острые сатирические рисунки и карикатуры Сварога, обличающие самодержавие, печатались на страницах «Пулемета», «Волшебного фонаря» и многих других журналов.
Некоторые талант Сварога называли «огненным». И действительно, при взгляде на его произведения прежде всего бросался в глаза и более всего покорял сильный, неуемный темперамент художника. «Какая смелость, какая стихийность манеры, какие богатыри у нас появляются», — сказал И. Е. Репин о Свароге.
С Репиным Сварога связывала тесная дружба. Начиная с 1915 года, молодой художник стал своим человеком в репинском имении «Пенаты».
Общение с Репиным оказало влияние на портретное искусство Сварога. Первым значительным его произведением, написанным после знакомства с Репиным, был портрет матери (1916).
В полную силу дарование Сварога развернулось после Великой Октябрьской социалистической революции. С 1925 года художник начал активно участвовать в работе АХРР, борясь за создание нового советского искусства. Он живо откликался на все волнующие события современности. Его многочисленные рисунки, печатавшиеся в прессе, являлись своеобразной художественной летописью.
Отдавая много времени работе для журналов и газет, плакату, преподаванию, Сварог плодотворно работал и в области живописи. В 1923 году художник пишет автопортрет. Он изображает себя в момент отдыха с любимой старинной гитарой «торбан». Сложные и богатые цветовые отношения служат средством для передачи одухотворенности, артистизма модели. Сварог не раз совершал поездки на крупнейшие новостройки страны. По материалам этих поездок им была создана серия акварелей, изображающая трудовую жизнь советских людей. Много внимания уделял художник работам, посвященным жизни и быту Красной Армии.
Сварог создал галерею портретов руководителей партии и правительства.
В 1933 году для выставки «15 лет РККА» художник написал одну из самых популярных своих картин — «Товарищи К. Е. Ворошилов и А. М. Горький в тире ЦДКА». В 1935 году Сварогом был выполнен акварельный портрет «В. В. Куйбышев на трибуне».
Теме нового, подрастающего поколения художник посвятил картину «Пастушок» (1938). Много произведений Сварог создал в жанре пейзажа и натюрморта.
Начиная с 1924 года, Сварог преподавал сначала в Ленинграде, а потом в Москве. Был он одним из организаторов и руководителей студии имени М. Б. Грекова.
Литература: Василий Семенович Сварог (Вступительная статья И. Э. Грабаря). М., «Советский художник», 1955
Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1973.