8-го декабря исполняется 220 лет со дня рождения Александра Ивановича Одоевского — декабриста и поэта.
Александр Одоевский один из тех людей, которые составляют славу нашей Родины. Он мог бы провести свои дни в роскоши и кутежах, но связал свою судьбу и жизнь с другим. Сейчас нам нынешние властители пытаются преподнести декабристов как просто какую-то распутную молодежь, которая от нечего делать пошла свергать царя. О декабристах не пишут и не говорят, они ушли в тень. А если и снимают фильмы, то суть их посыла, их подвига затмевается чем-то другим и создается впечатление, что их подвиг не что иное, как просто пьяная выходка. А это не так. Декабристы — это цвет русской молодежи 1820-х годов, которые 200 лет назад вышли на площадь для того, чтобы снять эти окаянные цепи с России. Не получилось. Но их стремление, их порыв был принят в России. О них говорили. Их влияние на всю нашу историю неоспоримо.
Цари уходят, ушел позорно и Николай I, доведший Россию до позорной войны и поражения. Все равно в России, но только уже через 35 лет (потерянных для страны лет) прошли реформы, отменили крепостное право, провели судебную и земскую реформы, декабристов освободили. Но более тридцати лет Россия была заморожена, законсервирована. Существовал только красивый фасад, за которым были воровство, бесправие, нищета и гниение. Это закончилось Крымской войной и тяжелым поражением. Но все могло бы быть иначе, если бы декабристы победили. Сейчас многие историки рассуждают, что если бы декабристы победили, то ничего хорошего бы не произошло. Я так не думаю. В любом случае, тогда, в декабре 1825-го года реформы уже назрели. И их надо было проводить. И возможно, при победе декабристов было бы много плохого, но было бы движение вперед. А к сожалению, было лишь стояние на месте, которое обернулось в дальнейшем еще более кровавыми событиями. Ведь если сейчас какую-то проблему замести под ковер, то это не значит, что эта проблема исчезнет — нет, она просто из небольшой проблемы станет огромной и решить ее будет уже невозможно.
На нашем сайте мы будем рассказывать о декабристах, размещать их произведения и стихотворения. И первым стихотворением будет стихотворение Александра Одоевского, которое он написал в ответ на стихотворение Александра Пушкина «В Сибирь». Я считаю, что мы должны гордиться и помнить таких замечательных людей, как Александр Одоевский и многие другие декабристы, поэты, писатели и общественные деятели, которые боролись с деспотизмом и царизмом. Ведь русская культура — это прежде всего культура борьбы с тиранией, борьбы за свободу! Пожалуй, нет в мире другой иной культуры, литературы, поэзии, которая бы была так прочно связано с этой тематикой борьбы за свободу, и борьбы с тиранией.
(ОТВЕТ НА ПОСЛАНИЕ А. С. ПУШКИНА «В СИБИРЬ»)
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли.
К мечам рванулись наши руки,
И — лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей —
И радостно вздохнут народы!
1828
***
Александр Иванович Одоевский, родившийся 26 ноября 1802 г., принадлежал к старинному княжескому роду, берущему начало от удельных князей Черниговских. Получил хорошее домашнее образование. Числился в статской службе с 1815 г. В 1821 г. вступил юнкером в лейб-гвардии Конный полк. Рассеянная светская жизнь, казалось, должна была бы полностью захватить молодого офицера-аристократа. Но этого не случилось: в круговороте развлечений Одоевский живет напряженной внутренней жизнью, занимается литературой (правда, взыскательное отношение к себе не позволяет ему печатать эти несовершенные опыты). Одоевского влекут высокие идеалы дружбы, товарищества, служения отечеству. «Его пылающая душа кажется огненным лучом, отделившимся от солнца, так она ярка»,— сказал о нем кто-то из его друзей. Поиски «благородного поприща» приводят Одоевского в конце 1824 или в начале 1825 г. в стан декабристов. Для него участие в декабристском движении стоит в том же ряду, что поэзия и дружба, окрашено в героические тона романтического подвига. «Ах! Как славно мы умрем!» — восклицает он незадолго до восстания. 14 декабря Одоевскому поручают командовать стрелковой цепью перед мятежным каре. После разгрома он безуспешно пытался бежать из Петербурга. Приговоренный к 12 годам каторги, Одоевский в 1827 г. был отправлен в Читу, а затем — в 1830-м — в Петровский завод. «По богатству был в Петровском остроге в числе тамошних магнатов. Несмотря на богатство, он всегда в нужде, ибо со всеми делится до последнего»,— писал о нем провокатор Р. Медокс со слов товарищей декабриста. И в Чите, и в Петровском заводе Одоевский участвовал в работе «каторжной академии», читал курс истории русской словесности. Из известных нам стихотворений — большинство написано в эти каторжные годы. Трагически озвученная гражданская тема доминирует и в эпических опытах Одоевского (поэма «Василько», отрывки из «Василия Шуйского») и в его лирике. Память об идеалах поруганной вольности, моральная правота и твердость помогают преодолеть естественную горечь, тоску и сомнения, рожденные изгнанием,— вот формула многих лирических созданий Одоевского («Ответ А. С. Пушкину», «новгородский» цикл и др.).
В начале 1833 г. Одоевский выходит на поселение; он живет в разных местах Иркутской губернии, потом, по просьбе родных, его переводят в г. Ишим Тобольской губернии. В августе 1837 г. Одоевского вместе с несколькими товарищами определяют рядовым в Кавказский корпус. Прослужил он здесь недолго: известие о смерти горячо любимого отца окончательно подорвало душевные и физические силы поэта. Одоевский умер от злокачественной малярии 15 августа 1839 г. в укреплении Псезуапе (Лазаревское) .
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ