50. Ирина Лаврентьева «Мой Пигмалион» (Воспоминания о Викторе Монюкове)

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА» 

О. КОНСТАНТИН (СМИРНОВ) «СТАНОВЛЕНИЕ»… Читать ранее 

Читать далее…  ЕВГЕНИЙ КИНДИНОВ «ИЗ «СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА»»

Ирина Лаврентьева «Мой Пигмалион»

(глазами учеников)

Прошло так много времени с тех пор, как мы закончили Школу-студию. Руководителем курса и нашим педагогом был Виктор Карлович Монюков.

Он был удивительно молод, когда набирал наш курс — ему исполнилось всего 39! А нам он казался солидным, недосягаемым кладезем мудрости, интеллекта, знаний. С первого же дня он начал нас пестовать, растить, внимательно наблюдать за нами, совсем еще «зелеными неуклюжими ростками». Он был добр, требователен, справедлив и щедр душой, удивительно увлечен процессом «открывания» нас и мира, в который нам предстояло войти…

Здорово, что о нем собираются материалы, пишут, вспоминают. Он был удивительным человеком, о нем нужно рассказывать, нужно оставить память. Эти воспоминания объединяют нас. Все мы, наверное, едины в том, что он стал нашим отцом, создателем. Именно ему мы все обязаны своими творческими достижениями.

Помню, как в конце обучения, когда мы были уже почти приняты в актеры, стали друзьями и общались почти на равных с нашими педагогами, Виктор Карлович собирал нас у себя дома. Я его как-то спросила:

— Почему я оказалась в числе избранных? Нас было так много мальчишек и девчонок, мечтавших поступить в Школу-студию. Почему вы выбрали именно меня?

Замечу, что тогда попасть в Школу-студию было невероятным счастьем, это был Храм.

Виктор Карлович ответил:

— Ты читала рассказ Чехова. Все было довольно симпатично. Там была одна фраза, которую ты произносила низким голосом, и все смеялись. Вот из-за этой фразы я и увидел в тебе что-то…

Виктор Карлович, несомненно, «видел» своим «шестым» чувством, что было в каждом из нас. Его интуиция помогала ему. Он был педагогическим гением. Этот дар очень редок. Виктор Карлович знал, что к каждому студенту нужен особый подход. Его интеллект, знания были неисчерпаемы. Он был невероятно заразительным рассказчиком. Я долго подбирала слово «смачно». Он курил смачно, готовил со вкусом и привил нам умение делать все просто, но со вкусом. Сам он все делал с удовольствием и дал нам ощущение удовольствия от процесса. Во многом это повлияло на нашу дальнейшую жизнь, сделало актерами и людьми.

Это интересно:   Юбилей Александра Курского - 16.04.2017 г. (полное видео)

Виктор Карлович заражал своей увлеченностью. Он был человеком удивительного шарма, обаяния, скромности, интеллигентности и неисчерпаемых знаний, которыми с нами щедрейшим образом делился. Не любить, не обожать его было невозможно. Он открывал поэзию, литературу, тайны творческого процесса, наши души…

Это был человек многосторонний, можно сказать ренессансный, у которого все происходит естественно, без демонстрации своих знаний. Он просто все мог: сделать, показать, рассказать, естественно вкрапливая в свою речь строки Пушкина или Мандельштама, являясь виртуозом русской речи. Виктор Карлович был обаятелен, красив, уверен в себе. Его трудно было застать врасплох.

Каждого из нас он создавал, лепил, как художник, постепенно погружая в глубинные процессы творчества. В то же время Виктор Карлович мог быть строгим, категоричным, беспощадным в работе, но это было для нашей же пользы. Жесткость необходима в процессе обучения. Актеру приходится преодолевать свои личные качества, мешающие работе. Виктор Карлович всегда называл вещи своими именами.

Нам выпало большое счастье. Одним из дипломных спектаклей Виктор Карлович выбрал только что появившуюся пьесу «После грехопадения» Артура Миллера. Спектакль получился очень интересным. Были и другие успешные дипломные работы. Мы все мечтали о создании нашего собственного театра-студии с Виктором Карловичем, но, увы, этой мечте не суждено было сбыться. Мы, кажется, были впереди своего времени с этой идеей. Тогда это было невозможно.

И выпускники рассредоточились по разным театрам.

Я пошла в Ленком, потом уехала в Большой драматический театр к Г.А. Товстоногову. Несмотря на восьмилетнюю службу в этом театре, могу сказать, что Товстоногов не был моим режиссером. Сам Георгий Александрович признавался, что, ценя мои способности, не находит возможности для их реализации в своих спектаклях. Секрет остался у Монюкова.

Это интересно:   2. Александр Розан "Школьный товарищ" (Воспоминания о Викторе Монюкове)

Я благодарна Виктору Карловичу: он раскрыл меня как характерную актрису, дав сыграть на II курсе Улиту в «Лесе» Островского. Работал с нами Виктор Яковлевич Станицын. Меня нельзя было узнать в гриме. Это было здорово. Он позволил мне понять, что я могу быть смешной и разной. Открылся диапазон. И позже я использовала это умение: чем неожиданнее, тем интереснее.

Виктор Карлович всегда был полон энергии, жизни, он никогда не жалел себя и не любил отказывать себе ни в чем. Он был жизнелюбом. Любил женщин, и женщины отвечали ему взаимностью. Отдавал нам себя со всей щедростью и любовью.

Для меня В.К. Монюков был, есть и останется главным человеком в жизни, тем, кому я обязана и благодарна за все, что он мне подарил профессионально и человечески. Как Пигмалион Галатею, сотворил он меня как актрису. С ним я бы мечтала работать всегда, но, к сожалению, этого не произошло…

О. КОНСТАНТИН (СМИРНОВ) «СТАНОВЛЕНИЕ»… Читать ранее 

Читать далее…  ЕВГЕНИЙ КИНДИНОВ «ИЗ «СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА»»

Из книги:

НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.

Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Карловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.

Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.

Виктор Монюков - На то и память нам дана
Виктор Монюков — На то и память нам дана

Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.

Это интересно:   Виктор Монюков - Лаборатория по творческому наследию Станиславского - запись 9-го февраля 1983 года

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ