Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ЛЕВ ДУРОВ «ТРИУМВИРАТ»… Читать ранее
Читать далее… ИГОРЬ КВАША «БЛАГОДАРЮ»
Нина Гуляева «В жизни бывает всякое…»
(глазами учеников)
Еще будучи школьницей я работала в разных театрах Москвы. Играла мальчиков. А с 1950 года, после поступления в Школу-студию, приходилось порой совмещать два любимых дела, работать и учиться.
Первые годы на нашем курсе занятия вели ассистенты, а на третьем, когда Виктор Карлович начал ставить дипломный спектакль, он мне сказал: «Тебе не надо ничего играть: тебя и так возьмут во МХАТ, ты очень нужна, травести в театре нет».
За время обучения Виктор Карлович сделал со мной несколько отрывков, и все на отлично. Он был потрясающий педагог. Я считаю, что актеры, которые прошли у него курс, получили те самые основы МХАТа, которыми он славен.
Однажды, когда решался вопрос о моей занятости в кино у Юлия Яковлевича Райзмана, я позвонила и спросила:
— Виктор Карлович, как мне играть отрывок, сейчас у меня пробы?..
— Ну читай.
Я прочла ему всю сцену. По телефону он рассказал, как надо играть.
— А вот какие-нибудь корючки придумать?
— Сейчас не успеем, ты уж сама. Единственно, попроси, чтобы тебя не останавливали. Как только тебя останавливают, ты тупеешь. Скажи, чтобы дали возможность пройти весь отрывок с начала до конца. Ты начнешь зажатая, но очень быстро войдешь в роль, а к концу обязательно разыграешься, освободишься от зажима, станешь импровизировать, и все будет хорошо. Только попроси Райзмана, чтобы он дал тебе такую возможность.
Так я и сделала. Проиграла с начала до конца свой отрывок. Смотрю, Райзман улыбается. Меня утвердили на роль. Я снялась и даже получила премию в Карловых Варах.
Во МХАТ с курса взяли меня и Леню Харитонова. Монюков поставил пьесу В.Раздольского «Дорога через Сокольники», где у нас с Леней были центральные роли. Спектакль имел успех. Хотя «старики» отнеслись к нему снисходительно: «Какая-то детская работа. Ну ладно, давайте играйте…». Сами уехали в Париж, а мы с нашим спектаклем — в Запорожье. Леню знали по фильмам, и он был невероятно популярен. Однажды поклонницы наш автобус чуть не разнесли! Мы кричали: «Тормоз! Где тормоз?!». Визжали от восторга! Или от страха?..
В театре этот спектакль мы сыграли больше 400 раз.
Затем появилась пьеса Павла Когоута «Третья сестра» («Дом, где мы родились»). Роль старшей сестры получила Кира Головко, средней — Маргарита Анастасьева. «А младшую будет играть Нина Гуляева», — сказал Виктор Карлович.
На репетициях я чувствовала Виктора Карловича кожей. Вот он сидит в зрительном зале, я понимаю, что делаю что-то не то: наигрываю, не попадаю в партнера, фальшивлю. И он действительно делает так: «Кх».
— Ой, Виктор Карлович, я знаю!
Останавливаюсь.
— Да, уж. Да, уж закосила…
— Сейчас, все переделаю, сейчас. Еще с начала?
— Ну конечно.
И я начинала.
Карлыч делал мне все роли. Наверное, так работал А.Эфрос с О.Яковлевой, И.Владимиров с А.Фрейндлих… Каждую роль он выстраивал по маленькому кусочку, подробно, вплоть до поворота головы. И когда я «ходила» по этим заданиям, которые были наработаны на репетициях, я становилась совершенно свободной.
«Репетиция — любовь моя», — правильно как-то сказал Эфрос. Я до сих пор люблю репетировать. Искать, придумывать характеры, как мы называем, корючки, всякие смешные приспособления. Это замечательный процесс. И Виктор Карлович в этом смысле был виртуоз. Сейчас таких режиссеров нет. Я о нем вспоминаю с большой нежностью, любовью и благодарностью за то, что он меня научил подробно выстраивать роли.
И вот премьера спектакля «Дом, где мы родились». Волнуемся больше обычного: в зале — Павел Когоут. А после представления растерянный автор говорит: «Вы играете совсем другую пьесу! Вы дали такую глубину, так психологически все разобрали». В общем, остался очень доволен. Спектакль имел большой успех. Играли много раз. Возили по СССР, в Чехословакию и в другие страны.
В жизни бывает всякое, и вследствие слишком ревностного отношения к своим ролям с моей стороны, слишком большой требовательности к делу со стороны Виктора Карловича и, увы, интриг в театре у нас произошел конфликт: много лет мы не разговаривали с нашим любимым педагогом, ни я, ни Слава.
Слава Невинный, Вячеслав Михайлович, поступил на курс В.К.Монюкова вслед за моим выпуском. Виктор Карлович его полюбил, и у них сложились прекрасные отношения. Слава приходил к нему домой. Карлыч подкармливал голодного туляка. А еще… В доме была огромная собака, и когда Слава приходил, эта псина брала все его лицо к себе в пасть и долго держала… такая любовь! Потом Слава шел в ванную комнату и долго отмывался. Виктор Карлович много работал со Славой и научил его, так же как и меня, нашему ремеслу, мастерству.
И вот Слава закончил Школу-студию, пришел во МХАТ. Мы поженились, получили квартиру. Прошли годы, родили Славу-маленького. Сын закончил школу. Идем мы в Студию и узнаем, что курс набирает Монюков. Вот это да-а-а! Как мы обрадовались. Каждый из нас работал с ним, и мы знали, что это за педагог. Виктор Карлович стал маститый, известный, почти главный в Школе-студии.
Размолвка наша произошла году в 1965-м. Виктор Карлович переживал, и мы переживали, но время шло. У него была своя работа. У нас — своя. И не было такого момента, чтобы остановиться и сказать: «Долго еще мы будем не разговаривать, давай поговорим и все забудем…».
И вот мы звоним Виктору Карловичу и просим его посмотреть нашего Славика, чтобы знать, стоит ему идти в театр или нет.
Виктор Карлович к нам пришел, мы поговорили про наше прошлое, никто ни на кого зла не держал, все друг друга простили. Попросили послушать Славу, а сами ушли на кухню.
Слава наш очень любил Блока. Сидим мы на кухне и ждем. Очень долго они разговаривали. Не вытерпев, входим в комнату и видим… Они друг другу Блока читают.
— Ты знаешь это стихотворение?
Слава говорит:
-Да.
Начинает читать, Карлыч подхватывает, и они хором читают взахлеб. Часа полтора читали. Виктор Карлович назначил его сразу на второй тур. Слава начал учебу.
Прошел год, и Виктор Карлович нам говорил: «Ребята, он лучше вас. Из него можно сделать такого артиста! Я постараюсь. Из него надо вытянуть нерв, юмор у него есть и т.д.».
Надо сказать, что, когда мы помирились, тут уж началось возрождение. Он приходил к нам, приглашал Славу-младшего к себе:
— Я тебе покажу, где спал твой отец, на какой раскладушке…
Мы долго читали, хохотали и хотели сделать с ним постановку
какой-нибудь пьесы. Думали, чтобы были заняты я и Слава. Хотели взять какую-нибудь комедию, много обсуждалось вариантов и ничего не успели.
Вспоминаю я о Викторе Карловиче постоянно… А с размолвкой получилась какая-то нехорошая штука. Прожили мы столько лет зря врозь. Ведь так много можно было сделать в театре вместе…
Славу он поучил всего год. И за год он его многому научил. А если бы 4 года обучал?! Слава бы вышел готовым артистом, а то потом ему пришлось еще долго постигать наше ремесло.
ЛЕВ ДУРОВ «ТРИУМВИРАТ»… Читать ранее
Читать далее… ИГОРЬ КВАША «БЛАГОДАРЮ»
Из книги:
НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.
Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Карловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.
Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.
Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.
Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ