125 лет со дня рождения советского актера Петра Константинова

6-го января исполняется 125 лет со дня рождения советского актера Петра Александровича Константинова (1899-1973). К этой дате публикуем статью о жизни и творчестве замечательного советского актера. 

В 1921 году Петр Александрович Константинов окончил Московское Филармоническое училище. Его первыми наставниками были актеры и режиссеры Малого театра. С 1923 по 1932 год он работал сначала в Москве (Замоскворецкий. театр, Первый гос. театр для детей), а потом — в Брянске, Бежецке, Курске, Орле, Т вери, Горьком. На провинциальной сцене определилась склонность актера к комедийным ролям (Счастливцев — «Лес», Шмага — «Без вины виноватые», Курослепов — «Горячее сердце» А. Островского, Швандя — «Любовь Яровая» К. Тренева).

С 1934 по 1958 год Константинов — в Центральном театре Советской Армии. Здесь он сыграл Перчихина («Мещане» М. Горького), Кудрова («Сталинградцы» Ю. Чепурина), Альберто Стильяно («Моя семья» Э. де Филиппо).

В 1958 году народный артист СССР П. А. Константинов вступил в труппу Малого театра, где сыграл Пикалова («Любовь Яровая» К. Тренева), Егорова («Коллеги» по В. Аксенову), Прозорова («Палата» С. Алешина) и др.

…Константинов, бесспорно, актер характерный, но несколько особого склада. Характерность для него всегда следствие, а не путь к раскрытию образа. Константинов очень бережно подходит к каждой роли и, начиная работу, никогда не пытается заранее предрешать результат. Он идет к результату постепенно, исходя вначале только из логики действий своего героя, а не из его качеств, идет вначале от себя в предлагаемых обстоятельствах, а не от образа.

Он осторожно пробует самые различные ключи к роли. И лишь тогда, когда все написанное автором до конца понято, логика действий освоена, актер овладевает «зерном» роли, а отсюда и ее характерностью.

«Амплуа» Константинова определилось еще в самом начале его творческого пути: сначала «простак», потом «комик-простак». Но роли, которые играл он в первых пьесах советских драматургов, раздвигавшие привычные рамки традиционных амплуа и поневоле заставлявшие молодого актера искать средства выражения в самой действительности, послужили преддверием к теме, которая впоследствии стала для него ведущей, — теме простого скромного советского человека, героя из народа. Константинов принадлежит к числу актеров, по-настоящему раскрывшихся на советском репертуаре…

Говоря о своей работе над ролями, Константинов любит приводить отрывок из статьи Н. Вирты о генерале Чуйкове, герое Сталинграда: «Он… едет в родное село, в колхоз, названный его именем, в родной дом. Он берет в руки косу, если приезжает в пору сенокоса. .. или становится за плуг, если колхозники пашут свои поля. Он снимает генеральский мундир с множеством орденов, и ничто не отличает этого человека от прочих, что работают в поле рядом с ним.

Если мне скажут: «Но ведь он же совершенно необыкновенный человек», — я отвечу: Да, но таких, как Василий Чуйков, у нас много, их тысячи».

Создать образ вот такого «необыкновенного обыкновенного человека» — задача, которая волнует каждого советского актера. Образ героя из народа, «необыкновенного обыкновенного человека», и есть центральная тема всего творчества Константинова…

Из ст.: М. Туровская. Мастер реалистического портрета. — «Театр», 1950, № 6.

П. А. Константинов — Пикалов.«Любовь Яровая»

…Пройдя большой и сложный путь, Константинов вновь встретился с театром, мастера которого были его первыми учителями в искусстве, — он стал артистом Малого театра. Может быть, репертуар складывался здесь не всегда очень удачно для Константинова, и ему часто приходилось выступать в ролях, где его талант и мастерство были направлены на то, чтобы «дотянуты» образ до уровня художественности, а может быть, режиссура мало заботилась о том, чтобы по-новому раскрыть возможности актера, только на сцене Малого театра больших творческих удач и открытий у Константинова оказалось меньше, чем можно было ожидать. Но открытия все-таки были.

Это прежде всего солдат Пикалов («Любовь Яровая»), в котором жила огромная тоска по деревенскому труду, поразительное непонимание происходящего и очень искреннее желание разобраться во всем.

Душа константиновского героя была чиста, как душа ребенка, его ум не обременял груз сомнений, но в нем была интуитивная тяга к таким людям, как Швандя и Кошкин, к которым он в конце концов и приходил, потому что чувствовал: их правда — это его правда…

И, наконец, еще одна крупная работа Константинова в Малом театре — Прозоров в «Палате» С. Алешина.

Актер не торопится разоблачать своего героя, его Прозоров поначалу казался просто брюзгой, и мы относились к нему с юмором совсем незлым. Но постепенно Константинов раскрывает в Прозорове прозоровщину, явление общественное, с которым необходимо бороться, и бороться беспощадно.

В центральной сцене с писателем Новиковым, к которой актер последовательно подводит нас через массу мелких, на первый взгляд незначительных, но тщательно отобранных подробностей, его Прозоров раскрывается во всей своей страшной сущности.

У этого героя Константинова холодные глаза, в них — ненависть к таким людям, как Новиков, он выбирает самое больное место в сердце человека, чтобы ударить именно туда. В откровенном разговоре с глазу на глаз он не стесняется в выражениях и открыто излагает свои жизненные принципы. Он страшен и своими методами расправы с людьми, и своей живучестью.

Образ Прозорова — это создание большого художника-гражданина.

Из ст.: В. Рыжова. Потому — и народный. — «Театральная жизнь», 1967, № 10.

Театральный календарь на 1974 год. М., 1973. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ



КОММЕНТАРИИ

Посмотрите ещё:

125 лет советскому актеру Василию Ванину
125 лет со дня рождения советского актера Сергея Мартинсона
115 лет выдающемуся польскому актеру и режиссеру Яну Кречмару
140 лет со дня рождения русского и советского театрального художника Георгия Богдановича Якулова
125 лет советскому театральному художнику Виктору Шестакову
Хроника советской театральной жизни 90 лет назад (январь 1934 года)
115 лет со дня рождения советской карельской актрисы Елизаветы Томберг
115 лет со дня рождения советского режиссера и театрального педагога Иосифа Туманова
110 лет со дня рождения советской кумыкской актрисы Барият Солтан-Меджидовны Мурадовой
150 лет абхазскому советскому писателю Дмитрию Гулиа
115 лет со дня рождения якутского советского режиссера и актера Василия Местникова
Истоки русского театра: от народных представлений до драматического искусства
День памяти Виктора Яковлевича Станицына - 47 лет назад его не стало
130 лет выдающейся американской актрисе Кэтрин Корнелл
125 лет со дня рождения советской актрисы Аллы Тарасовой
140 лет со дня первой постановки пьесы Александра Островского "Без вины виноватые"
Выступление В.К. Монюкова на 90-летии со дня рождения Василия Топоркова (1979 г.)
115 лет советской танцовщице Нине Пельцер
350 лет первой постановке великой комедии Жан-Батиста Мольера "Мнимый больной"
Леонид Оболенский: неисправимый мечтатель и истинный аристократ
Ольга Аросева "Возможно, Брежневу нравился наш "Кабачок",но при нем его и закрыли" - интервью 1993-г...
115 лет советскому драматургу Исидору Штоку
115 лет советской артистке оперетты Ольге Власовой
115 лет английскому актеру и режиссеру Майклу Редгрейву