Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ИВАН ТАРХАНОВ «ПЕРВЫЙ ВЫПУСК»… Читать ранее
Читать далее… ВЕНТА ВЕЦУМНИЕЦЕ «КАК ЛУЧ СОЛНЦА»
Игорь Шнейтер «О моем друге»
(глазами родных, близких, коллег)
С Виктором Монюковым мы познакомились осенью 1942 года. Он служил в армии, в штабе ПВО Московского округа, я учился в МГУ на первом курсе. Показался он мне тогда очень серьезным и, честно говоря, я перед ним слегка робел и тушевался, заикаясь на каждой фразе. Вскоре меня призвали в армию и отправили в Высшее военно-морское училище в Баку. Из писем моей тети я узнал, что Виктор поступил в только что созданную Школу-студию при МХАТе имени М.Горького на актерский факультет.
И только в 1947 году, будучи проездом в Москве, я случайно оказался на свадьбе Виктора и Тани Гулевич. Они окончили Школу- студию и были переполнены волнением: с одной стороны, по поводу своей будущей актерской деятельности, с другой — любовью и счастьем новой, семейной жизни. Очень скоро я узнал из писем, что Виктор всерьез подумывает о педагогической деятельности.
Зимой 1950 года я приехал в Москву. Шли зимние школьные каникулы. Повсюду справлялись новогодние елки. Виктор предложил мне встретиться с Таней, которая выступала Снегурочкой на одной из них. Мы встретились. Эта встреча была зафиксирована фотографией: молодые, веселые, счастливые. Дальше чудесный вечер у них «на голубятне» (на Чистых прудах). Эти вечера назывались «за коньячком». Ольга Фрид музицировала на пианино, Виктор читал стихи — Тютчева, Фета… Татьяна хлопотала по хозяйству и тоже оживленно рассказывала забавные истории из жизни Центрального детского театра, в котором она и Ольга служили.
В 1955 году после неожиданной демобилизации я приехал в Москву. Виктор стал уговаривать меня поступать на постановочный факультет. Всячески подбадривал, уверял, что я обязательно пройду вступительные экзамены. А весной 1956 года позвонил и настоял, чтобы я приехал в Школу-студию на встречу с руководителем факультета В.В.Шверубовичем и директором (тогда он еще не назывался ректором) В.З.Радомысленским. При этом серьезно просил надеть морскую офицерскую форму со всеми регалиями. Осенью 1956 года я стал студентом 1-го курса.
Виктор уже давно преподавал. Он был ассистентом у А.М.Карева, вел актерское мастерство, и мне пришлось привычное «Витя» сменить на «Виктор Карлович».
Вспоминается еще один эпизод этой поры. Жена оставила мне в Москве маленькую трехлетнюю дочь. Утром я забирал ее в Студию, и она проводила время в костюмерной. Узнав об этом, Виктор Карлович переговорил со своей тетей, Александрой Константиновной, и предложил отводить девочку к ним на Чаплыгина на время моих занятий. Так продолжалось некоторое время. Я ему очень признателен и особенно Александре Константиновне. Она в значительной степени облегчила мою участь отца-одиночки-студента.
А на 4-м курсе я был назначен в постановочную группу на дипломный спектакль к Монюкову — он уже самостоятельно выпускал спектакли. Случай был неординарный. Дело в том, что у меня немного затянулась преддипломная практика. Случилось так, что нам (Епишеву и мне) предложили оформить спектакль в ЦДТ у В.С.Колесаева. Спектакль на морскую, близкую мне тему, и после разрешения некоторых обстоятельств нас утвердили художниками-постановщика- ми. Для меня это была удача — первый самостоятельный спектакль, да еще в профессиональном театре! Я сообщил об этом Монюкову. Он нахмурился, но промолчал. Потом, позже, когда репетиции дипломного спектакля пошли уже на учебной сцене (в Большом Гнездниковском), Виктор напомнил мне через моего однокашника о необходимости присутствия на спектаклях. Положение было непростое. В Центральном детском театре репетиции тоже перешли на сцену, и начали монтировать декорации. Я рискнул ослушаться. Пришел к Монюкову только на последний спектакль. Ребята меня, что называется, «прикрыли» и всю работу выполнили успешно, но, тем не менее, между нами пробежал холодок. Позже он надписал мне программку дипломного спектакля: «…моему другу, а ныне филону» — так звучала эта обида, выраженная в емкой фразе. Не забыл, не простил на некоторое время.
После окончания Школы-студии мы разминулись. Я ушел в кинопрокат, в журнальную графику. Позже обрел маленький театр (народный). И встретились мы с ним на фестивале в Горьком (Нижнем Новгороде), куда я приехал со своим театром, а Монюков был председателем жюри. Поговорили о моей театральной деятельности. Он о чем-то задумался, но ничего не сказал.
В 1973 году в Москве он вдруг предложил мне оформить спектакль в Литературном театре ВТО «В доме нужна хозяйка» по сценарию к повести Марселя Арлана. Дело было летом. Театр имени Пушкина, где мы репетировали, выехал на гастроли. Монюков репетировал быстро, четко ставил задачу, иногда сам обозначал мизансцену. Я никогда не слышал ни повышенного голоса, ни окрика. Только: «вот, вот, вот», когда что-то не выходило, или «попробуйте еще раз». И беспрерывно курил. Когда удавалось смешное, громко хмыкал.
В 1974 году я был приглашен преподавать на постановочном факультете. Теперь уже мы встречались с Монюковым чаще, тем более что с первых шагов педагогической деятельности мне пришлось оформлять дипломные спектакли и руководить постановочной группой из студентов старшего курса. Каждый спектакль обсуждался на кафедре актерского мастерства. Присутствовали и выступали с оценкой просмотренного обычно мастера обоих факультетов. Как правило, касались и актерского мастерства, и художественного оформления, и работы постановочной группы. Монюков всегда говорил разумно, по существу. Знал он много, поэтому выступление его слушалось с удовольствием.
Виктор Карлович был удивительным рассказчиком. Он умел рассказывать, вызывая у слушающих неподдельный смех и глубокое внимание. Причем выходило это как бы само собой, без чрезмерных усилий. Рассказы его были заразительны. Я иногда пытался его копировать и в этом жалком подобии добивался улыбок и одобрения. А каково было слушать в подлинном исполнении! И особенно хорошо Виктор Карлович читал стихи: без надрыва, без нажима, без завывания. Больше всего он любил Фета, Тютчева, Симонова.
Шел 1984 год — для нас обоих юбилейный. Однажды, в перерыве какого-то совещания в зале Школы-студии, мы заговорили о приближении его 60-летия. Он, обмолвившись о прожитой жизни, сказал, что не хотел бы иной, а вот эту свою обязательно подправил бы обретенной мудростью. Что-то нам помешало продолжить разговор, я про себя подумал: «Что же могло его не удовлетворять в этой, казалось бы, удачно сложившейся судьбе?». Педагог он был от Бога, стал профессором, руководителем курса, в личной жизни не был обделен вниманием и любовью женщин. И сам умел красиво ухаживать. И в то же время… Можно теряться в догадках и предположениях — исправить ничего нельзя. Нет ответа на вопросы, которыми так неожиданно зацепил мое любопытство Виктор Карлович, Витя, Витюша Монюков.
Разговор этот случился в начале апреля 1984 года, а 23 апреля его не стало. Я узнал об этом случайно и был потрясен. И как всегда в таких случаях, когда теряешь дорогого человека, казнишь себя за то, что так мало общался с ним.
ИВАН ТАРХАНОВ «ПЕРВЫЙ ВЫПУСК»… Читать ранее
Читать далее… ВЕНТА ВЕЦУМНИЕЦЕ «КАК ЛУЧ СОЛНЦА»
Из книги:
НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.
Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Варловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.
Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.
Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.
Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ