265 лет со дня рождения французского балетмейстера Пьера Гарделя

4 февраля — 265 лет со дня рождения (1758) Пьера Гарделя, французского танцовщика и балетмейстера (умер в 1840 году).

Пьер Гардель
Пьер Гардель

Гарделя принято считать всего лишь стражем традиций. На деле его творчество омолодило балетный танец и проторило путь в XX век. Четырнадцатилетний Пьер-Габриэль Гардель дебютировал накануне значительных событий в жизни парижской Академии музыки, как именовался тогда театр Оперы. Через два года этот театр открыл двери реформатору оперы Глюку. Вскоре Новерр получил право показывать там свои действенные балеты. Встреча с прославленными новаторами оставила след в судьбе будущего хореографа. В 1788 году Пьер Гардель, после смерти старшего брата Максимилиана, заместил его на посту главного балетмейстера Оперы и продержался там более сорока лет.

Вершина его восхождения пришлась на 1790—1793 годы, грозную пору Французской революции. Эпоха властно требовала перемен. Гардель ставил массовые шествия и группы в революционных празднествах Парижа, вместе с ним работали художник Давид, композиторы Госсек, Мегюль и Гретри. К сотрудничеству обязывала официальная должность. Настоящий же вкус Гарделя к современности отозвался почти парадоксально: обостренным интересом к развитию балетного танца — тогда самого аристократического из театральных искусств. Впрочем, история показала, что никакого парадокса не было. Гардель демократизировал танец, освободил от оков, навязанных эстетикой классицизма. Он делал это сначала в дивертисментах, не афишируя открытий, на привычной почве тех же мифов, которые служили и столпам уходившего века: Хильфердингу, Новерру, Анджьолини. Больше того, он сохранял классическую строгость форм, заданную славными предшественниками, но смягчал и поэтизировал эти формы на пороге романтического стиля. Наконец, он решился поставить самостоятельное целое. Первенцем явился балет с музыкой Эрнста Миллера «Телемак на острове Калипсо» (1790), по роману Фенелона.

Премьера «Телемака» состоялась в феврале, а в апреле парижскую Оперу посетил молодой русский писатель Карамзин, сохранивший в своих «Письмах русского путешественника» лирический образ спектакля. Он назвал Гарделя— автора и исполнителя главной роли — «учеником важных Муз». И рассказал, «как величественная Калипса истощает все возможные очарования, чтобы пленить юного Телемака, как резвые, милые Нимфы — одна другой резвее, одна другой милее — окружают его с арфами и лирами, играют и поют любовь и каждым сладострастным движением говорят ему: люби! люби!». Карамзин запомнил «прекрасную группу живописных фигур, пленительную для зрения. . . Являются на сцене Терпсихорины нимфы, как будто на крыльях Зефира принесенные… Тогда сцена кажется мне весенним лугом, на котором пестреют бесчисленные цветы; взор теряется между разнообразными красотами…».

Терпсихора царила в «Телемаке», где танец был центром действия и танцовщики уступали танцовщицам свои былые преимущества. Гардель сочинял для женского кордебалета композиции «арабескного жанра». Понятие «ара-бескный» означало свободу, капризную текучесть построений. На смену стеснительным тяжелым костюмам пришли прозрачные ниспадающие туники, что раскрепощало пластику, помогало овладевать пространством. Непрерывность орнамента дополняли воздушные шали или цветочные гирлянды: исполнительницы перебрасывали их друг дружке, свивая свои хороводы. На фоне кордебалета и танец солисток вольно нарушал нормы уходящего века. Гибкий и сильный, он утверждал свою земную растительную природу, при том что уже намечался порыв в воздух, обещая полет романтических сильфид.

В том же году Гардель создал на музыку Миллера «Психею». Он начал ее танцем Зефира. Тот забавлялся на берегу моря: «то заставлял, приближаясь, вздуваться волны, то, отступая, наблюдал, как они опадают». И в этом балете женский танец все больше теснил мужской: кульминацией была сцена, где окруженная нимфами Терпсихора учила Психею разным танцам.

«Психея» около сорока лет жила в репертуаре Оперы и выдержала 564 представления. Мода на балетные мелодрамы и водевили, однако, подавила лирические опыты. Гардель пытался следовать моде в комедийном пустячке «Танцемания», в сентиментальной драме «Поль и Виргиния», в библейской притче «Блудный сын». Но время его истекало. После 1818 года он отказался от целых балетов и возвратился к тому, с чего начинал. «Никакой другой балетмейстер, ни до, ни после него, не был способен сочинять такие дивертисменты, какие входили в оперы…» — вспоминал Август Бур-нонвиль и перечислял множество названий. Профессиональный музыкант, Гардель любил музыку и делал ее опорой для самоценного танца, сокровища которого перебирал и шлифовал до ухода в отставку в 1829 году.

Творчество Гарделя пришлось на переломную эпоху и отразило противоречия времени. Много лет спустя на совсем другой почве — на русской сцене — проросли и распустились посеянные им семена выразительного танца. Полнокровная зрелищность «Телемака» и «Психеи» отозвалась в обширном наследии Петипа, перекинув радужный мост над туманными видениями романтического балета.

В. Красовская

Театральный календарь на 1983 г. Л., 1982.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ



КОММЕНТАРИИ

Посмотрите ещё:

215 лет французскому художнику-карикатуристу Оноре Домье
175 лет со дня рождения французского художника Эжена Карьера
90 лет со дня открытия Казахского академического театра оперы и балета им. Абая.
100 лет со дня рождения замечательного французского актёра Жерара Филипа
175 лет русской балерине Екатерине Вазем
100 лет узбекской советской артистки балета Галии Измайловой
Владимир Зельдин - Приглашение в замок. Запись 2010 г. (видео)
Хроника советской театральной жизни 90 лет назад (январь 1934 года)
165 лет со дня рождения французского актера и режиссера Андре Антуана
100 лет литовской балерине Геновайте Константо Сабаляускайте
265 лет французскому художнику Пьеру Прюдону
125 лет со дня смерти французского художника Альфреда Сислея
115 лет со дня рождения французского режиссера Андре Барсака
100 лет французскому танцовщику и балетмейстеру Ролану Пти
100 лет Марселю Марсо (интервью советским журналистам)
290 лет со дня рождения французского композитора Франсуа-Жозефа Госсека
90 лет советскому танцовщику Николаю Фадеечеву
300 лет со дня рождения выдающейся французской актрисы Клерон
240 лет со дня рождения французского скульптора Франсуа Рюда
225 лет со дня рождения французской актрисы Мари Дорваль
200 лет со дня смерти французского художника Теодора Жерико
195 лет первой постановки оперы Даниэля Франсуа Обера «Немая из Портичи» («Фенелла»)
150 лет Всеволоду Мейерхольду
340 лет французскому художнику Людовику Караваку