125 лет со дня рождения советской певицы Лидии Руслановой

27 октября 2025 года исполняется 125 лет со дня рождения (1900) Лидии Андреевны Руслановой, советской артистки эстрады (умерла в 1973 году).

Л. А. Русланова начинала свой творческий путь в самодеятельном хоре. Два года она занималась у известного оперного певца М. Медведева (1914—1916). Выступать с исполнением русских народных песен Русланова стала во время гражданской войны: ее первыми слушателями и ценителями были красноармейцы.

Дебют Руслановой как эстрадной певицы состоялся в Ростове-на-Дону (1923). С 1925 года она регулярно давала концерты в Москве, много гастролировала по стране. В годы Великой Отечественной войны певица выступала на фронте перед бойцами. С 1953 года Русланова возобновила концертную деятельность. Репертуар Руслановой составляли русские народные песни и песни советских композиторов.

. . . Вот идет концерт. Конферансье объявил имя, отчество и фамилию артистки. Стремительным шагом, пересекая сцену, Русланова выходит на передний план. На ней русский костюм, не стилизованный, а настоящий, какой носили в Саратовской губернии. На голове платок, ведь замужней женщине неприлично ходить непокрытой. Приветствуя публику, Русланова делает низкий поклон, такой, каким встречали женщины в своей избе самых почетных гостей. Словом, это настоящая крестьянка.

Но вглядитесь в ее глаза. Присмотритесь к ее походке, к тому, как свободно она держит себя, и вы скажете: это современный человек! В женщине, которая стоит перед вами, нет ничего от придавленности рабыни. Она чувствует себя уверенно, как хозяйка своей судьбы.

Вот она запела, и вы сразу обращаете внимание: старинных песен мало. Манера исполнения не совсем обычная. В пении Руслановой есть надрыв, ухарство, слеза, ирония. Слушая все это, кто-то, возможно, презрительно бросал: «цыганщина!» Но на самом-то деле это было русское пение, только шло оно от городского жестокого романса, от городской частушки.

Молодая деревенская женщина приехала в город, стала фабричной работницей. Скоро сложила она в сундук свои наряды, оделась, как принято в городе. Но вот защемили ее воспоминания, снова надела она деревенское платье и запела. Деревенские песни звучат у нее теперь по-другому, так, как их поют в городе. А частушка? Она стала задорнее, боевитее. Звенят колокольчики на саратовской гармонике, и что ни частушка, то удар: незадачливому ли кавалеру, растяпе ли подружке, а то и кое-кому из нерадивых начальников. Ну и баба — не лезет в карман за словом. Такая в семье будет первой, на работе никому спуску не даст. Слова не очень обидные, они заставляют подтянуться, подхлестывают.

Это интересно:  140 лет со дня рождения российского музыканта и дирижера Иосифа Немцева

А песни? Вот, например, знаменитые «Коробейники» Некрасова. В исполнении Руслановой были задор, юмор, острая сюжетная трактовка: коробейнику важно не только расторговаться, но и увлечь деревенскую красавицу. Молодость, кто же не знает, что она кружит головы…

…В «Партизане Железняке» (музыка М. Блантера, слова М. Голодного) звучали тоска по убитому, гордость за его ратные подвиги, уверенность, что то дело, которому Железняк отдал свою жизнь, победит. Был ли у Руслановой в исполнении этой песни надрыв? Да, был. Но прислушайтесь к тому, как поют песни разлуки, песни прощания в городах, и станет понятен, как говорят ученые-филологи, генезис такого исполнения…

Из ст.: Ю. Дмитриев. Лидия Русланове. — В кн.: Воображаемый концерт. Рассказы о мастерах эстрады. Л., 1971.

 

Лит.: Ю. Дмитриев. Искусство советской эстрады. М., 1962.

Театральный календарь на 1975 год. М., 1974. 



Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ