22 октября 2025 года исполняется 90 лет со дня смерти армянского композитора, музыковеда, фольклориста Комитаса (Согомона Геворгиевича Согомоняна) (1869-1935)

Комитас — имя, символизирующее важнейший этап в развитии национальной музыки. Оно появилось на музыкальном горизонте в период, когда в армянской музыке происходил процесс становления новой профессиональной музыки, формирование композиторской школы, когда на смену монодическому искусству пришло многоголосие, выдвинувшее проблему синтеза особенностей национального искусства с опытом европейской музыки. В этом процессе Коми-тасу было суждено выполнить особо важную миссию. В силу своего огромного дарования, глубокого постижения закономерностей армянского фольклора и широкой образованности он достиг высоких художественных результатов, поднявших армянскую музыку на уровень классического искусства, открыл широкую перспективу для дальнейшего развития национальной музыки, озарив путь композиторам последующих поколений.
Само время бурного роста национального самосознания определило многогранность деятельности Комитаса — композитора, музыкального этнографа, ученого, исполнителя-пропагандиста, педагога, общественного деятеля, оставив глубокий след во всех этих областях. Творческое наследие Комитаса состоит из множества хоров (в том числе ’’Патараг” — крупное полотно эпического характера, основанное на средневековых монодиях) , нескольких десятков песен для голоса и фортепиано, ряда фортепианных пьес. Интерес к народному творчеству у него возник еще в годы учения в духовной семинарии в Эчмиадзине (резиденции главы армянских церквей) , куда его — одиннадцатилетнего сироту привезли из Турции (он родился в небольшом городе Кутина в семье сапожника). В семинарии раскрылось его незаурядное дарование, определились музыкальные устремления. В этом немаловажную роль сыграло общение с хормейстером и композитором X. Кара-Мурза.
Комитас записывал народные мелодии непосредственно в момент их рождения: в поле, подчас помогая крестьянину пахать землю, молотить зерно, на свадьбах, во время церковных праздников, когда в Эчмиадзин стекались паломники из деревень и селений и наполняли двор храма звуками зурны, песен и хороводов. В непосредственном соприкосновении с жизнью народа он пришел к выводу, что крестьянская музыка ’’воплощает в себе подлинную философию, подлинный дух родившего его народа, ибо музыка — это чистое золото народа, самое близкое, родное и живое из всех его выражений”.
Для Комитаса запись народных мелодий — творческий процесс, процесс отбора и очищения от инородного, наносного. Его тонкий слух и знание музыки соседних народов позволяли улавливать тончайшие отклонения, а безупречный вкус помогал из множества вариантов выбирать наиболее художественные. Так композитор глубоко проник в тайны народного творчества, познал логику его развития. Комитас понимал, что для создания высокохудожественных произведений необходимо овладеть техникой письма европейской музыки, и он стал изучать теорию под руководством М. Г. Екма-ляна (в Тифлисе), а затем уехал в Берлин и поступил в университет и в частную консерваторию профессора Р. Шмидта. Высокие научные достоинства дипломной работы Комитаса, посвященной изучению курдской народной музыки, дали основание Оскару Флайшеру -председателю Международного музыкального общества, педагогу Комитаса по университету, пригласить его выступить на Первом конгрессе общества с докладом об армянской музыке (1899). Выступление Комитаса получило высокую оценку видных ученых. В письме к нему О. Флайшер писал: ’’Считаю своим долгом от имени Международного музыкального общества выразить Вам благодарность за любезное отношение, которое Вы проявили, согласившись прочитать Ваши лекции. В них глубоко и проницательно Вы осветили ту музыку, которая до настоящего времени нам была почти недоступна и которая для нас, жителей Запада, может быть во многом поучительной. Работа, предпринятая Вами, значительна, и я думаю, что выражу мнение всех тех, кто слушал Ваши лекции — а среди них были крупнейшие ученые с мировым именем, — если скажу, что Ваши старания и усилия не напрасны. Вы сослужите бесценную службу современной науке, опубликовав свои труды, и если я смогу оказать Вам какое-либо содействие в этом начинании, я сочту это большой для себя радостью”.
Еще больший успех выпал на долю Комитаса-ученого в 1914 году в Париже на Пятом конгрессе Международного музыкального общества, где он выступил с докладами ’’Древняя и новая нотация армянской церковной музыки”, ’’Армянская народная музыка”, ’’Ритм, метр и рифма армянской музыки”. Помимо докладов Комитас дал концерт армянской народной и духовной музыки, вызвав восхищение всех присутствующих. Профессор Сорбонского университета Фредерик Маклер писал: ’’Его доклады о народной музыке, в том числе и о трудовых песнях, надо сказать, были самыми памятными на заседаниях конгресса.
Когда Комитас сел за рояль и тихо запел армянскую песню, все словно окаменели, захваченные тем обаянием величия и высшей простоты, которые так характерны для армянской музыки”.
Комитас, стремившийся познакомить Запад с родной музыкой и показать ее самобытность, достиг своей цели. В интервью с корреспондентом одной армянской газеты, издававшейся в Константинополе, он сказал: ’’Крупнейшие музыковеды не могли сдержать свое изумление и восхищение после знакомства с этой чуждой для них музыкой, которая была не просто новостью ошеломляющей… Я радуюсь тому, что все эти прославленные мастера смогли проникнуть, насколько это оказалось возможным, в самую глубину армянской музыки и открыто признать ее силу и нежность, не поколебавшись даже провозгласить ее ’’божественной”.
Успеху Комитаса содействовало и его исполнительское мастерство. Он был великолепным хормейстером, кроме того, обладал красивым, выразительным голосом (баритон) . Где бы он ни выступал в Ереване, Тифлисе, Баку, Берлине, Вене, Париже или в городах Швейцарии и Ближнего Востока (не говоря об Армении), — успех всегда сопутствовал ему. Его искусство достигло особого блеска и глубины в 1910-1914 годах, в период работы с хором ’’Гусан” (в составе трехсот человек), организованном им в Константинополе.
Именно тогда проявились педагогические способности Комитаса: он руководил курсами подготовки учителей музыки для армянских общеобразовательных школ, подготовил группу музыкально одаренных людей для самостоятельной работы на поприще музыкального просвещения родного народа.
Жестоко обошлась судьба с Комитасом. Свидетель великой трагедии своего народа (геноцид западных армян в Турции в 1915 году), этот тонкой душевной организации художник, истинный патриот лишился рассудка в пору высшего расцвета творческих сил. Сколько прекрасных замыслов (в числе которых пять опер различных жанров) остались невыполненными! Умер Комитас в Париже, похоронен в Ереване.
Комитас живет в своих творениях, ставших живительным источником, к которому обращаются и сегодня композиторы разных творческих направлений и стилей.
А. Барсамян
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1985. М., 1984.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ






































