415 лет книге Галилео Галилея «Звездный вестник»

Книга Галилея «Звездный вестник» открыла человечеству новый мир—мир космических явлений

 

Если поставить вопрос, какие даты и моменты являются наиболее значительными в истории астрономии от появления «De revolutionibus» Коперника (1543) и до «Математических начал» Ньютона (1688), то ответ может быть только один — это 1610 г., когда почти одновременно были изданы в Венеции «Sidereus nun eins» («Звездный вестник») Галилея и в Праге «Astronomia nova» («Новая астрономия») Кеплера».
Историк астрономии Н. И. Идельсон

В мае 1609 г. Галилео Галилей, профессор математики в Падуе, узнав, что один голландский оптик изобрел подзорную трубу, решил сам собрать такую же. В первый же день он сделал трубу, которая увеличивала в 3 раза. Каждый день он по нескольку раз переделывал трубу заново — и к концу года построил телескоп, который увеличивал предметы в 33 раза. 7 января 1610 г. Галилей в первый раз за всю историю человечества направил оптический инструмент на звездное небо. Перед Галилеем неожиданно раскрывается лунный ландшафт с роскошной картиной медленных восходов и заходов Солнца над кратерами, пиками и хребтами; Млечный путь оказывается состоящим из огромного количества звезд; вблизи Юпитера обнаружились яркие звездочки, которые за ночь смещались,— спутники Юпитера; на Солнце обнаружились пятна. Три месяца каждую ночь он как одержимый наслаждается зрелищем звездного неба — а днем пишет книгу-отчет: обрабатывает результаты наблюдений, измеряет высоту лунных гор по длине тени и т. д. Впрочем, в эту книгу-отчет он включил не все. Испугался. Про солнечные пятна рассказывал студентам, друзьям, но не написал: уж слишком это противоречило общепризнанным представлениям. Не написал и о том, что видел спиральные туманности (сейчас мы называем их спиральными галактиками), хотя упомянул об этом в письме Кеплеру — и это открытие оставалось забытым до XIX в. 2 марта в последний раз он наблюдал небо — и уже в марте вышла книга. Заканчивалась она обещанием, что все эти открытия будут приведены в систему в следующей книге «О системе мира».

Это интересно:   340 лет математической работе "Новый метод максимумов и минимумов..." Готфрида Лейбница

Книга стала сенсацией: Галилея называют «Колумбом неба». На улице толпы любопытных окружают Галилея. Священники, ученые, любознательные люди стремятся посмотреть в телескоп. Впрочем, не все. В ноябре 1610 г. Галилей пишет своему другу: «В Пизе скончался философ Либри, с такой страстью боровшийся против этих моих… открытий. И так как он никогда не хотел посмотреть на них с Земли, то, быть может, он их увидит, направляясь на небо».

Куча лестных предложений со всех концов света, но Галилей — патриот Тосканы: недаром спутники Юпитера он назвал планетами Медичи в честь Козимо II Медичи — герцога Тосканы; Медичи он посвящает и «Звездный вестник». Галилей выбирает почетный пост первого математика и философа Тосканы и переселяется во Флоренцию. Друзья напуганы его славой — слава рождает зависть, плодит врагов— отговаривают его от переезда, от публичных лекций, от нападок на учение Аристотеля. Многие их письма читаются сейчас как пророчества— осторожные люди часто правы,— но Галилей неустрашим. Он ездит по Италии, показывает небо в телескоп, читает лекции (на которые собираются тысячи), печатает книги—на понятном народу итальянском языке. В 1611 г. его с триумфом принимают в Риме, выбирают в академики.

А с пятнами на Солнце Галилей перемудрил: во время Возрождения даже многие иезуиты были вполне просвещенными людьми, занимались математикой. Многие из них, прочитав «Звездный вестник», стали изучать небо, и один из них — Шейнер — в 1611 г. переоткрыл солнечные пятна и напечатал об этом книгу. Галилей вступил в спор о своем приоритете — сначала в «корректной форме, потом — обзывая Шейнера свиньей и ослом, нажив себе злобного и мстительного врага. Квалифицированный математик и астроном, Шейнер, оставаясь в тени, впоследствии вдохновлял все нападки на Галилея.

Это интересно:   190 лет со дня рождения русского антрополога и зоолога Анатолия Богданова

Эти нападки касались системы Коперника. Коперник первым понял, что не вокруг Земли, а вокруг Солнца вращаются все планеты. Но это противоречило священному писанию, в котором сказано, что Иисус Навин остановил Солнце, чтобы продлить день. Значит, движется Солнце, и прав не Коперник, а его предшественник Птолемей. Галилей—сторонник Коперника, он об этом пишет и говорит, не стесняясь. В 1616 г. в Риме его предупредили: не надо. Предупредили мягко, в приватной беседе, опубликованных книг не запретили. Но для Галилея это был удар. Писать, что Земля неподвижна, он не мог, что движется — опасался. В последующие 16 лет Галилей вообще не печатает работ по астрономии; только полемику и рецензии. В 1632 г. появляется обещанная в «Звездном вестнике» книга—«Диалог о двух системах мира», где в ходе диалога сторонников Коперника и Птолемея всякому читателю становится ясно, что прав Коперник. «Диалог» — наиболее известная книга Галилея. Как и «Звездный вестник», ее тут же все стали читать—но, увы, одним из первых ее прочитал Шейнер. Общеизвестна история о том, как, угрожая пыткой, Галилея заставили отречься от книги, от Коперника, запретили печататься (он печатался, тайком переправляя рукописи за границу — в неподвластную папе и инквизиции протестантскую Голландию).

Он так и остался до самой смерти (в 1642 г.) узником инквизиции — конечно, почетным, под домашним арестом — но узником.

«Звездный вестник» сделал свое дело: новая история астрономии началась, и остановить ее не мог уже никто.

В. Я. Крейнович

 

Памятные книжные даты. М., 1985. 



Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ
Это интересно:   90 лет работе Льва Выготского "Мышление и речь"