2 марта — 110 лет со дня рождения (1915-1997) Кирилла Антоновича Штирбу (Штирбула), молдавского советского актера.
Народный артист СССР К. А. Штирбу — один из ведущих актеров Молдавского музыкально-драматическою театра им. А. С. Пушкина. Список ролей, сыгранных им почти за сорок лет работы на молдавской сцене (Штирбу пришел в театр в 1937 году), обширен и разнообразен. Незнамов («Без вины виноватые» Островскою) и Швандя («Любовь Яровая» Тренева), шекспировский король Лир и Швейк («Швейк во второй мировой войне» Брехта), Жги-воевода («Сынзяна и Пепеле» Александри) и Богдан Сусик («Трембита» Милютина) — таков творческий диапазон актера, с успехом выступающего в трагических, характерных и комедийных ролях, в драме и оперетте.
К. А. Штирбу является одним из создателей образа В. И. Ленина на молдавской сцене («Кремлевские куранты» и «Человек с ружьем» Погодина, «Именем революции» Шатрова).

Из статьи Кирилла Штирбу «В национальном — социальное!»
…Вспоминается 1938 год… Работа над образом Шванди из «Любови Яровой». Группа наших актеров специально тогда выехала в Москву, чтобы посмотреть пьесу К. Тренева во МХАТ,— я встретился с Б. Ливановым, исполнителем этой роли в московской постановке. Размышляя сейчас о той давней работе, я вижу, что увлекла меня в Шванде не удаль как национальная черта (хотя можно в характере Шванди найти и ее), а та ширь, та энергия, тот подъем духа, которые вдохнул в него ветер революции.
Мне кажется, способность видеть в национальном социальное — отличительная черта актера советского театра. Характер нашего современника, представителя новой общности — советского народа, для нас, работников искусства, не общее понятие,— это всегда живой, конкретный человек с собственным взглядом на мир, своими пристрастиями, неповторимой манерой общения и т. д. И естественно, что сегодня, к какому бы характеру мы ни присматривались, к какой бы национальности ни обращались, главной нашей заботой будет показать мысли и чувства человека 70-х годов, гражданина нашей страны…
Когда я раздумываю над образом современника, я сверяю черты его с чертами особенно дорогого мне образа, которому принадлежит особое место во всей моей творческой биографии. Это образ Владимира Ильича Ленина, который я создал в спектакле «Кремлевские куранты» в 1947 году. Помню мучительные часы неверия в свои силы, помню, как испугало меня доверие театра. И помню счастливые часы труда, изучения ленинских произведений, материалов эпохи. Помню поиски костюмов, грима, внешнего облика. Незабываемые часы в Музее В. И. Ленина в Москве, встреча с секретарем Владимира Ильича Л. В. Фотиевой… Так возникал у меня свой образ вождя революции.
К этим дорогим чертам я мысленно возвращаюсь всякий раз, когда начинаю работу над образом моего современника.
«Театр», 1972, № 12.
…Всем, кто знаком сейчас со сценической работой К. А. Штирбула, не приходится сомневаться в его артистической зрелости. Но творческая молодость не покидает его, он — в постоянных поисках, в непрерывном совершенствовании своего искусства, своего многогранного дарования. Об этом говорят и его последние крупные работы — такие сложные и непохожие друг на друга: Ленин, король Лир, Швейк.
Постановка «Короля Лира» явилась первым обращением молдавского театра к необъятному миру Шекспира. Заглавная роль — одна из самых масштабных в мировом трагедийном репертуаре и первая трагедийная в творческой биографии актера — была поручена Кириллу Антоновичу Штирбулу. Задача стояла очень трудная, и, естественно, не все в ее решении было одинаково сильно и убедительно. Но бесспорно главное: опираясь в своем истолковании образа на опыт лучших исполнителей, артист донес до зрителей потрясающую трагедию заблуждения и прозрения, глубокую в своей правдивости диалектику души, мировоззрения Лира.
Кульминационной в спектакле, как отмечала тогда пресса, явилась сцена встречи Лира с Корделией, вернувшейся с французским войском для спасения отца. Лицо Лира — Штирбула в этой сцене озаряется светом большого прозрения. Едва сдерживая рыдания, он невольно преклоняет перед дочерью колени. Встреча с ней — это для Лира возвращение разума, возвращение веры в человека.
После Лира Кирилл Антонович (вновь невольно отмечаешь широту его творческого диапазона) исполняет главную роль в спектакле «Швейк во второй мировой войне» Бертольта Брехта — роль по всем своим внешним и внутренним данным, по психологическому содержанию разительно контрастирующую предыдущей работе актера. Его Швейк — целенаправленный герой, носитель общечеловеческой идеи ненависти к войне…
Из ст.: К. Татычев. Диапазон артиста. — «Советская Молдавия», 1964, 3 декабря.
Лит.: Дойна радости. Сб. Кишинев, 1962.
Театральный календарь на 1975 год. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ