175 лет со дня рождения русского художника Федора Васильева

22-го февраля исполняется 175 лет со дня рождения русского художника Федора Александровича Васильева (1850-1873). 

 

Несмотря на недолгую жизнь, Федор Александрович Васильев успел в полной мере раскрыться как живописец-поэт. Более того, в краткой творческой биографии есть даже свои периоды, характеризующие его быстрое развитие. Васильеву была близка программа передвижников, ее пафос правды. Он по собственному почину посещал кроме рисовальной школы Общества поощрения художеств еще рисовальные вечера Петербургской артели художников. Их вел Крамской, к которому Васильев, как и другие молодые художники его поколения, относился как к непререкаемому авторитету.

В 1867 году Васильев едет с Шишкиным на Ладожское озеро. Все лето они пишут и рисуют на острове Валааме. Но, приглядываясь к работе Шишкина, стремившегося как можно точнее, объективнее передать жизнь природы, Васильев чувствовал свое несогласие с подобным пониманием целей искусства. Ему важнее казалось передать «поэзию при натуральности исполнения».

Васильев полюбил живопись французских художников, так называемых барбизонцев, с ее поэзией тихих уголков, интимностью чувств. В произведениях барбизонцев Васильев вначале по неопытности воспринял прежде всего их связь с музейной живописью. Ему еще казалось, что «мало самой природы», что «надо ее принаряжать». И потому в ранних вещах Васильева есть подспудное стремление к традиционному скомпонованному пейзажу, некоторая дань внешней красивости.

Но очень быстро художник, наблюдая жизнь природы, отходит от заданных схем и воспоминаний о виденном в музее. Здесь немалую роль сыграло для него путешествие с И. Е. Репиным и Е. Макаровым по Волге летом 1870 года. Во время этих странствий оформился замысел знаменитых репинских «Бурлаков», а Васильев в своих работах впервые для себя понял, что главное в творчестве пейзажиста — Добиться лирического сопереживания образа природы зрителем, а не писать эффектные, красивые виды.

Это интересно:   240 лет со дня рождения русского поэта Василия Жуковского

Летом 1871 года Васильев, больной туберкулезом, переселился в Ялту. Именно в Крыму им написаны лучшие пейзажи русской природы — «Мокрый луг», «Болото осенью», «Заброшенная мельница» и другие. Это как бы пейзажи-воспоминания, написанные по прежним этюдам и впечатлениям. Но обобщенность, композиционная продуманность не заслоняют в них острого и, можно утверждать, непосредственного чувства природы.

Пейзаж, 1869.

В душе Васильева жила тайная тяга к романтике. Он любил заброшенные уголки, любил писать природу в переходные моменты ее извечного движения («Пейзаж»*, 1869). Она предстает в произведениях художника то радостной, то взволнованной грядущей бурей, то вдруг навевает печаль и тоску. Так «Оттепель» с ее подтаявшей сереющей дорогой, унылой покосившейся избенкой мрачно реющими птицами, жалкими фигурами, тягостно бредущими по дороге, чем-то была сродни социальному бытописательству передвижничества и иным из крестьянских стихотворений Некрасова.

Но больше всего любил Васильев писать природу в состоянии радостного обновления. В «Мокром луге» он как бы одухотворяет ее, при всей сдержанности в выборе цвета — пишет легко, раскованно. Мы чувствуем, как все засияло, чувствуем свежую зелень травы, влажную чистоту воздуха. Чтобы передать всю гамму этих тонких ощущений, Васильев смело обращается к приемам пленэрной живописи. И в своей живописи, и в своих акварелях и многих рисунках он хотел выразить то поэтическое волнение и воодушевление, которое возникало в его душе от соприкосновения с природой.

В пейзажах Крыма («Дорога в Крыму», «В Крымских горах») художник искал новую цветовую тональность, иную эмоциональную мелодию. Здесь цвет еще более строг, а композиция лишена элементов случайности. Он стремился понять природу и этого края, чтобы не «сфальшивить» в передаче ее своеобразия в искусстве.

В конце лета 1873 года петербургские художники передавали друг другу печальную весть о том, что Васильев безнадежен. Крамской в письме к Репину пишет о двадцатитрехлетнем художнике, которому не суждено дожить до зимы: «Я полагаю, что русское искусство теряет в нем гениального мальчика, — такое чутье натуры, такое нежное поэтическое чувство без сентиментальности, такое всеобъемлющее понимание редко встречается.., у него было нечто, чего не было и нет ни у одного из наших пейзажистов».

Это интересно:   540 лет со дня рождения нидерландского художника Иоса ван Клева

Литература: А. Федоров-Давыдов. ф. А. Васильев. М., «Искусство», 1955.

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1975 г. М., 1974.



Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ