20 февраля —140 лет со дня рождения (1885) Зденьки Бальдовой, чешской актрисы (умерла в 1958 году).
Первые пятнадцать лет театральной карьеры 3. Бальдовой связаны с Пражским городским театром на Виноградах, а с 1922 г. она актриса пражского Национального театра.
Писатель Ф. Рахлик так писал о ней: «Зденька Бальдова становится народной не потому, что она вульгарна или пытается купить публику дешевой, преувеличенно фарсовой комикой, клоунски карикатурным преувеличением… Напротив, игра Зденьки Бальдовой экономна, неброска, мягка до нежности, как легкие мазки пастели».
Наиболее известны ее роли: Анчка в «М. Д. Реттиговой» Ирасека, Колмистрова в инсценировке романа Запотоцкого «Встанут новые бойцы», Жофа в «Кутерьме» Грегора-Тайовского, Фанка в чапековском «Разбойнике». Много актерских удач Бальдовой связано с русским классическим репертуаром.
С начала 30-х гг. 3. Бальдова снималась в кино; последняя и лучшая ее роль — главная героиня фильма «Мораль пани Дульской».
…В особенности хорошо Бальдова умела изображать чешский мелкобуржуазный мир, и пражский и провинциальный, во всем его своеобразии. Она с молодости досконально знала этот мир, и год от года — а в особенности в последний период жизни — не боялась со всей откровенностью говорить о нем с театральных подмостков или с киноэкрана. Для своего сценического типа мелкобуржуазной дамы Зденька Бальдова накопила столько жизненного материала, что ей хватало его на множество самых разнообразных вариантов, и каждым из них она умела поразить зрителей. Удавались ей и роли служанок, отмеченных долголетним пребыванием в буржуазных семьях. К этой группе ролей принадлежит и ее знаменитая Анчка в «М. Д. Реттиговой» Ирасека и Фанка из чапековского «Разбойника». Колмистрова в инсценировке романа Запотоцкого «Встанут новые бойцы» или жена скульптора из незваловской «Атлантиды» тоже относятся к этой пока еще не осознавшей себя народной массе.
Ее обывательницы могли быть злыми или добродушными, но их духовный горизонт всегда был мизерно узок. Всегда они пребывали в страхе за свою внешность: каждая поминутно поправляла фижмы, или передник, или украшение на шляпке. Вечно они чему-то удивлялись или чего-то не понимали, вечно чего-то боялись. В каждой из них была заключена бездна энергии, которую некуда девать, и они ковыляли — обычно без цели — с места на место, с наслаждением, энергично, решительно и порывисто жестикулировали. Но прежде всего, не закрывая рта, щебетали, выпаливая слова и фразы со скоростью пулемета, или что-нибудь сердито ворчали под нос. Рот у Бальдовой вообще был главным средством характеристики, она умела быстро и чрезвычайно разнообразно менять его выражение. Эта игра губ под выпученными глазами всегда великолепно отражала хаос и путаницу в голове. Внешность Бальдовой тоже как нельзя лучше подходила для ее благополучных героинь, так что, если присовокупить одно к другому, получалась идеальная Мрач-кова из «Одиночества» Ирасека, или ограниченная Толстая барыня из «Плодов просвещения» Л. Толстого, или жена фабриканта Бардина из горьковских «Врагов».
Но ей были ведомы и чистые тона материнской любви, она умела выказать глубокую взволнованность счастьем ближних. Кино навсегда сохранило для нас эту черту ее искусства, особенно в роли Глубиновой в «Месяце над рекой» Ф. Шрамека. Бальдова великолепно доносила до зрителя народную смекалку и народную шутку — вспомним хотя бы ее Анчку или Фанку. Все художественные усилия Зденьки Бальдовой были направлены на познание действительности через юмор, и удавалось это ей поистине превосходно. Даже в день похорон Бальдовой ее пани Дульская смешила зрителей в битком набитом зале пражского кинотеатра «Пассаж». А уж на сцене, если Зденька Бальдова чувствовала особый контакт с залом, она готова была даже отступить от буквы текста, лишь бы еще подлить масла в огонь, еще больше накалить атмосферу в зале.
…Актерское мастерство Зденьки Бальдовой не рождалось спонтанным взрывом темперамента, это было — особенно в годы зрелого мастерства — осознанное построение роли, опиравшееся на умение верно оценивать окружающий мир.
Из ст.: Černý Tr. Odešla Zdeàka Baldovâ.— Černý Tr. Pozdravy za divadelní rampu. Praha, 1971. (Перевод В. Каменской).
Театральный календарь на 1985 год. М., 1984.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ