29-го декабря исполняется 140 лет со дня рождения армянского художника Седрака Аракеловича Аракеляна (1884-1942). К этой дате публикуем очерк о творчестве художника.
![](https://www.nashteatr.com/wp-content/uploads/2024/12/sedrak-arakeljan-aravot.am_.jpg)
В начале декабря 1920 года, сразу после провозглашения Советской власти в Армении, Революционный комитет (правительство) Армянской Советской Социалистической Республики обратился с письмом к армянской интеллигенции, проживавшей за пределами своей родины, с призывом переехать в Советскую Армению. На этот призыв откликнулись многие художники-армяне. Несколько художников-армян приехали в Советскую Армению из России, и среди них — Сарьян, самый выдающийся представитель искусства Советской Армении. Другие армянские мастера возвратились на свою историческую родину из-за границы. Некоторые же художники-армяне, как, например, Татевосян, по-прежнему проживали в Тифлисе, административном центре Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики в 1922—1936 годах, но своим участием в выставках Общества работников изобразительного искусства в Эривани (организованного в 1923 году) также вносили свой вклад в формирование искусства Советской Армении. Среди основоположников искусства Советской Армении был и С. А. Аракелян.
Седрак Аракелович Аракелян родился в селе Джагры. После получения общего образования он в 1904—1908 годах учился в Художественных классах при Кавказском обществе поощрения изящных искусств в Тифлисе у Татевосяна и Фогеля, а в 1908—1917 годах — в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у А. Архипова, А. Васнецова и К. Коровина. С 1909 года молодой художник участвовал в выставках.
![](https://www.nashteatr.com/wp-content/uploads/2024/12/u-istochnika-1928-1024x744.jpg)
Сразу после провозглашения Советской власти в Армении Аракелян включился в художественную жизнь Советской Армении. В 1921 году он наряду с другими художниками работал как плакатист для Армкавроста, в 1923 году стал одним из организаторов Общества работников изобразительных искусств, первого художественного объединения в Советской Армении — позднее он примкнул к организованному в 1927 году Армянскому филиалу Ассоциации художников революционной России. В 1921 —1935 годах он занимался педагогической деятельностью в Ереванском художественнопромышленном техникуме. В 1935 году мастер был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Армянской ССР.
Творческое наследие художника велико, хотя некоторые ранние работы не сохранились. Большинство работ сосредоточено в Ереване, в Государственной картинной галерее Армении. Некоторые работы находятся в Москве, в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее искусства народов Востока.
![](https://www.nashteatr.com/wp-content/uploads/2024/12/sevan.-rybaki-1024x696.jpg)
Художник работал и получил известность преимущественно как пейзажист. На сложение его творчества существенно повлияли две важные тенденции. Одна, получившая развитие у первого учителя Аракеляна — Татевосяна, сказалась в стремлении художников-армян к созданию образов своей исторической родины, в частности, в развитии жанра национального пейзажа. Другая же, общая для европейского и русского искусства, выражалась в повышенном интересе мастеров к образам Востока, в появлении «ориентальных» тем и сюжетов в их искусстве. Творчество Аракеляна, будучи более камерным, как и искусство Татевосяна, обнаруживает некоторую близость искусству Сарьяна, также выпускника Московского Училища живописи, ваяния и зодчества.
![](https://www.nashteatr.com/wp-content/uploads/2024/12/sad-vesnoj-1923.webp)
Для ранних работ художника характерны «восточные» мотивы: караваны верблюдов, людные базары, уютные дворики. Колорит их звонкий, мажорный.
Трагические события в жизни Армении 1915—1920 годов, поставившие армянский народ на грань полной гибели, не могли не сказаться в творчестве художника. Меняются темы его работ, колорит их становится приглушенным, минорным.
В 1920-е годы творчество художника достигает зрелости. В нем по-прежнему господствует пейзаж с элементами бытового жанра. Одни работы носят этюдный характер («Осень в окрестностях Эривани», 1928), другие — законченный «картинный» характер («Дворик в Эривани», 1927; «Дворик в деревне», 1927; «У родника», 1928).
![](https://www.nashteatr.com/wp-content/uploads/2024/12/sbor-pshata-1918-748x1024.webp)
С конца 1920-х годов в творчестве Аракеляна все активнее звучит пафос нового, современного. У него появляются работы с индустриальными мотивами («Артик-Туф», 1930), все чаще художник обращается к теме труда («Сбор хлопка», 1930), «Чирчикские женщины», 1931; «Севанские рыбаки», 1935). Старые сюжеты приобретают новое содержание: на холсте «Культуру в горы» (1936) изображен караван верблюдов, идущий по горной тропе и нагруженный школьными принадлежностями. Художник пишет полотна и в бытовом жанре, выполнив ряд работ на злободневные темы («Красноармеец в деревне», 1929; «Долой чадру!», 1929; «Середняк пошел в колхоз», 1931). Аракелян создает и произведение исторического жанра — к 1000-летию армянского народного эпоса «Давид Сасунский» художник написал картину «Бой Давида Сасун-ского с Мера Меликом» (1937). Вместе с тем он продолжает работать и как пейзажист («Водопад у села Чр-Чр», 1933; «Вид с острова Севан», 1937; «Утро. Севан», 1940).
События Великой Отечественной войны вызвали появление батального жанра в творчестве Аракеляна. Вместе с молодыми художниками он создает панно «На защиту Ленинграда» (1941), а накануне смерти — работу «Потопление фашистского транспорта» (1941 —1942). Смерть застает его с кистью в руке, во время создания работы «Наша деревня фронту».
А. ВЫСОЦКИЙ
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ