В 2024-м году исполнилось 430 лет со дня смерти выдающегося живописца венецианской школы Тинторетто (1518-1594). В связи с этим публикуем очерк о творчестве замечательного итальянского художника эпохи позднего Возрождения.
XVI столетие недаром называют «золотым веком» венецианской живописи. Искусство Веронезе, Тициана и Тинторетто определило основные этапы ее развития, этапы поисков, совершенствования, обновления старого, появления нового. Тинторетто был последним из венецианских титанов. Он как бы завершил период Ренессанса в Венеции и открыл пути в новое искусство, предвосхитив этим великих реалистов XVII столетия. Не был чужд Тинторетто и религиозно-мистическим исканиям того времени, что с особой силой отразилось в его поздних произведениях.
Настоящее имя Тинторетто — Якопо Робусти. Он родился в семье венецианского красильщика шелка (отсюда и прозвище-Тинторетто, это значит «маленький красильщик»). Всю свою жизнь художник прожил в Венеции. Еще с детства он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих скромных опытов. Полюбив живопись, Тинторетто всю жизнь служил ей бескорыстно.
Одно из ранних произведений Тинторетто, которое принесло ему успех, картина «Чудо св. Марка», написанная в 1548 году Работа Тинторетто над этим полотном проходила под девизом, который он сам сформулировал: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Художник хотел соединить в своем искусстве достижения этих двух великих мастеров. И в самом деле, в «Чуде св. Марка» венецианский колорит, построенный на противопоставлении глубоких тонов переднего плана и нейтральных — фона, соединился с микеланджеловской любовью к движению, к пластике. Вообще Тинторетто в ранний период своего творчества испытал влияние многих итальянских художников, например Пармиджанино, Бор доне, Скьявоне. Но все чужие влияния так неразрывно слиты великим венецианцем в единый стиль, что мы не можем обвинить художника в прямом подражании.
В ранних произведениях Тинторетто есть и подробный жанровый рассказ, и сказочность, и даже некоторая фантастичность, но все это сочетается с торжественностью и репрезентативностью картины в целом. В это время складываются специфические приемы Тинторетто. В живописной системе — это сочетание яркого декоративного узора и сдержанного общего колорита. В композиции — выверенность положения каждой фигуры, уравновешенность поз и движений.
В 1560-е голы наступает период зрелости художника. После некоторого перерыва в живописных исканиях Тинторетто опять возвращается к традициям венецианских колористов. Одно из лучших произведений этого времени «Тайная вечеря» в церкви Сан Тровазо в Венеции. Таинственный свет, пронизывающий всю картину, исходит не из определенного источника, а как бы изнутри предметов и людей; это чудесное сияние, а не реальное освещение. Такому фантастическому сиянию соответствует и вся композиция картины. Стол, помещенный под углом к зрителю, динамически прорезает пространство изображенной залы. Апостолы сидят вокруг стола в напряженных позах: одни скрыты в тени, другие повернулись к зрителю спиной. Художник изобразил этих людей в момент высшего душевного напряжения, предельного накала чувств. Негодование, удивление, растерянность и даже испуг написаны на их лицах, так как именно в этот момент Христос возвещает о грядущем предательстве одного из них.
Если отвлечься от сюжета и взглянуть на картину как на бытовою сцену, мы увидим лица и фигуры простых людей из народа, их скромный быт подробно описанный художником, которому близка и понятна эта простая жизнь. Действительно, Тинторетто всю жизнь был скромным тружеником и мало пользовался своей славой. Демократизм Тинторетто, с такой силой проявившийся особенно в 60-е годы, был чужд искусству Высокого Возрождения и ознаменовал собой начало новой эры в искусстве: реализма Рембрандта и Веласкеса. К последним десятилетиям жизни Тинторетто, к периоду наивысшего творческого взлета относится его главная работа — несколько десятков огромных панно для общества св. Роха. В этих работах нашло свое воплощение страстное стремление художника к космическому, вдохновившее многих его современников. Джордано Бруно писал в это время:
Смело стремись в отдаленные сферы природы,
Ибо вблизи божества ты запылаешь огнем.
Однако в картинах для общины св. Роха воплощена не только вдохновенная мечта о космическом, в них чувствуется горечь, которую вызывает у художника современная ему действительность. Цикл этих картин больше всего поражает полнотой охвата реальности. Есть здесь и изображение человеческой толпы, появляющейся в виде белых теней на темном фоне неба («Крещение»), Есть и обращение к крестьянской жизни, воспроизведение простого сельского быта («Поклонение пастухов»). Есть и замечательные пейзажи, полные мистического и таинственного ощущения природы («Бегство в Египет»), В этом отношении особенно впечатляет картина «Мария Египетская», где сам пейзаж пронизан светом и построен на контрасте светлого и темного. У зрителей возникает ощущение нереальности, призрачности природы, персонажи похожи на таинственные тени, во сне привидевшиеся мастеру.
В последний год жизни Тинторетто создаст две огромные картины для алтаря церкви Сан Джорджо Маджоре в Венеции: «Тайная вечеря» и «Сбор манны». Чувства, переживаемые героями «Тайной вечери», находят почти осязаемое воплощение в живописи художника прежде всего благодаря великолепному изображению света. Вопреки несколько застылым движениям персонажей и статичности композиции в картине господствует атмосфера тревоги, напряжения, трагедийности.
Позднее творчество Тинторетто очень противоречиво. В нем есть глубокая правдивость, какими-то сторонами оно близко жизни. В то же время, прославляя героический и возвышенный идеал, художник часто уводит зрителя в отвлеченный нереальный мир. Несмотря на эту двойственность, искусство Тинторетто прекрасно и неповторимо.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ