1-го декабря 2024 года исполняется 140 лет со дня рождения немецкого художника-экспрессиониста, одного из теоретиков модернизма в живописи Карл Шмидта-Ротлуффа* (1884-1976). К этой дате публикуем очерк о творчестве художника.
![](https://www.nashteatr.com/wp-content/uploads/2024/10/karl-schmidt-rottluff-self-portrait-with-monocle.jpg)
Экспрессионизм — крупнейшее явление искусства Германии первых трех десятилетий XX века, влияние которого переступает границы этой страны и распространяется по всей Европе. Он был логическим продолжением художественного развития всего европейского искусства с Францией во главе. Однако он имеет и свои сугубо национальные корни. Их главная особенность— в социальной окрашенности и социальной направленности всей художнической деятельности экспрессионистов. В основе этой деятельности лежит личный протест художника против современного ему общества, против его жестоких античеловеческих законов. Художника пугают, отталкивают жестокость и уродство реальной жизни. Война, социальное неравенство, опустошенность привилегированных слоев общества— становятся основной темой немецких экспрессионистов.
Художественная программа экспрессионизма одновременно и многообразна и целостна. Ее многообразие основано на глубоко индивидуальном восприятии действительности, на свойственной экспрессионистам эмоциональной остроте. Художники этого течения сознательно искажают реальные формы природы, сводя их, для большей выразительности, к двум-трем характерным чертам. Они обнажают форму, цвет, линию, для того чтобы усилить свой голос, передать всю глубину своих чувств и мыслей. Однако пути, которыми это достигается, более или менее одинаковы: в этом целостность экспрессионизма как художественного явления.
Если же говорить о конкретных мастерах, то их можно условно разделить на две группы. К группе крайних экспрессионистов относятся такие художники, как немцы Георг Гросс, Макс Бекман, Франц Марк, русский Василий Кандинский, австриец Оскар Кокошка, бельгиец Джеймс Энсор и другие. Другая группа представлена художниками более спокойными как в плане социального обличения, так и с точки зрения формальных поисков. В основном это представители группировки «Мост» — Эрих Хеккель, Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн. К ним же относится и Карл Шмидт-Ротлуфф.
![](https://www.nashteatr.com/wp-content/uploads/2024/11/bashnja-v-parke-1910-1912.jpg)
После окончания гимназии в Хемнице (при ГДР — Карл-Маркс-Штадт, почетным гражданином которого стал в конце жизни художник) Шмидт-Ротлуфф отправляется в Дрезден. Здесь в 1905—1906 он учится на архитектурном отделении Высшей технической школы. В это же время в Дрездене создается художественное объединение, которое впоследствии станет самым ярким выразителем идей немецкого экспрессионизма. Речь идет о «Мосте». Шмидт-Ротлуфф был одним из его основателей и самым молодым его членом. Он же предложил название. В своем общем заявлении Кирхнер, Хеккель, Блейль и Шмитд-Ротлуфф, создатели группировки, писали: «Одно из стремлений группы «Мост» — присоединить к себе все революционные элементы — отсюда и название…»
Художников «Моста» с самого начала объединяли общие художественные принципы, основанные на драматическом восприятии мира. Они придерживались общего стиля, хотя их индивидуальности отличались друг от друга. Кирхнер был, например, очень чувственным и восприимчивым художником, у Хеккеля был лирический темперамент, тогда как Шмидт-Ротлуфф тяготел к сильным и мощным композициям. Как и все экспрессионисты, Шмидт-Ротлуфф находился под сильным влиянием постимпрессионизма, его наиболее крайних проявлений, развитых в творчестве Ван Гога. На него также непосредственно повлияли Тулуз-Лотрек, Вюйар, Мунк. Шмидт-Ротлуфф в равной степени мог учиться у всех. Он словно подтверждал слова манифеста «Моста»: «Нашим единомышленником является каждый, кто непосредственно и искренне передает то, что побуждает его к творчеству». Ранние годы периода «Моста» (а группировка просуществовала до 1913 года) у Шмидта-Ротлуффа проходят под знаком вангоговского влияния (таковы его портреты 1906—1908 годов), а в начале 1910-х годов в его картинах ощущается воздействие эстетики постимпрессионизма в ее гогеновско-матиссовском варианте — Шмидт-Ротлуфф пишет широким мазком и оперирует локальными цветовыми пятнами (например, «Пейзаж с полями», 1911, Гос. музей, Дуйсбург; «Девушка за туалетом», 1912, музей Брюкке, Западный Берлин). Вместе с Эмилем Нольде художник посещает в это время Норвегию, где делает свою знаменитую серию пейзажей, используя чистые цвета и яркие краски. Характерно, что произведения, созданные им в этот период, проникнуты драматизмом, но не социального плана, а мировоззренческого, ощущением трагизма мироздания.
Первая мировая война для многих экспрессионистов была вехой их творческого развития. Ее жестокость и бессмысленность еще больше утвердили их на позициях неприятия современного общества. Шмидт-Ротлуфф по-своему воспринимает происходящие события (с 1915 по 1918 он находится на военной службе). Он не изображает ужасов войны, как это делали его современники Г. Гросс и М. Бекман, но в его портретах и композициях этого времени с огромной силой звучит трагедия современного человека — обезличенного, униженного, страдающего.
![](https://www.nashteatr.com/wp-content/uploads/2024/11/pejzazh-s-lodkami-1024x726.jpg)
Вторая половина 1910-х годов—лучший период творчества Шмидта-Ротлуффа. В это время художник наиболее гармонично сочетает социальный пафос и чисто эстетическую увлеченность цветом и формой. В своих портретах он изображает утрированные и искаженные внутренней дисгармонией лица («Портрет Пауля Тирша», 1915, Халле, Гос. галерея; «Женщина с сумочкой», 1915, Лондон, галерея Тейт). Его герои — это страдающие жертвы «механизированного» столетия, лишенные индивидуальности придатки государственной машины. Они могут искать, ждать, надеяться, но поиск их слеп и потому бессмыслен. Таковы, например, «Три женщины у моря» (1919, Фельдафинг, частное собрание). Картина, видимо, изображает жен рыбаков, ожидающих своих мужей. Но фигуры эти воспринимаются прежде всего как символ обезличенного страдания, низведенный до уровня знака.
Характерно, что именно в эти годы художник публикует свой манифест, свое творческое кредо. Он пишет: «Если вообще можно говорить о программе в искусстве, то, по моему мнению, она стара, как мир, и вечна. Разве что искусство каждый раз проявляет себя в новых формах, так как всегда есть новые личности. Это его сущность, по моему мнению, и она не может изменяться. Возможно, что я заблуждаюсь. Но что касается меня, то я знаю, что у меня нет никакой программы, а лишь необъяснимое стремление постигнуть то, что видишь и чувствуешь, и найти для этого самое ясное выражение. Еще я знаю, что это — предметный мир, который я могу выразить лишь средствами искусства, но не посредством идей или слов». Таким образом, художник утверждает свою связь со вчерашним днем искусства и свою свободу самовыражения.
![](https://www.nashteatr.com/wp-content/uploads/2024/11/dva-rybka-v-lodke.jpg)
Вплоть до 1922 года стиль мастера не меняется. Но именно в этом году Шмидт-Ротлуфф обнаруживает в себе возросший интерес к природным формам. В его картинах условность все более уступает место объективной реальности, хотя художник по-прежнему основным выразительным средством делает цвет. Таковы его автопортрет (1928, Мюнхен, Гос. картинное собрание) или «Пейзаж с развалинами» (1931, Карл-Маркс-Штадт, частное собрание). Все большую роль начинает играть силуэт, что говорит о возрастающем влиянии графики в его творчестве.
В 1931 году Шмидт-Ротлуфф избирается членом Прусской Академии искусств в Берлине. Однако с приходом к власти нацистов у него начинаются неприятности, а в 1935 году его из Академии исключают. Национал-социалисты объявляют его творчество «дегенеративным», «вырожденческим» и конфискуют из музеев Германии 608 его произведений. Мастер не смог или не захотел вовремя покинуть страну, но и не мог заставить себя работать в духе официального искусства. Это была настоящая трагедия художника, надломившая его на всю жизнь. После второй мировой войны Шмидт-Ротлуфф продолжает работать, стремясь создать новую концепцию искусства. Он пишет монументальные пейзажи, этюды обнаженных фигур, портреты. Цвета по-прежнему сохраняют свою интенсивность, но в них нет уже того яростного напора, формы тоже становятся более мягкими, обтекаемыми, реальными. Но если раньше экспрессия была мировоззрением художника, то теперь она становится только художественным приемом. Все это убеждает нас в том, что трагические столкновения Шмидта-Ротлуффа с нацистской властью не прошли для художника даром. Он так и не смог до конца восстановить свои творческие силы. Шмидт-Ротлуфф умер в Западном Берлине в возрасте 94 лет.
* В разных русскоязычных источниках фамилия художника указывается как с одной буквой «ф» Карл Шмидт-Ротлуф, так и с двумя буквами «ф» Карл Шмидт-Ротлуфф.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ