115 лет со дня рождения чешского художника Адольфа Забранского

29 ноября 2024 года исполняется 115 лет со дня рождения чешского живописца, графика, иллюстратора Адольфа Забранского (1909-1980). К этой дате публикуем очерк о творчестве художника. 

Забранский родился в местечке Рыби, расположенного у моравского городка Новый Йчин. В этом краю издавна существовали богатые традиции народного искусства. С детства будущий художник видел веселые деревенские праздники, с их песнями, танцами, весельем. Все это повлияло на формирование его творчества, в котором сплав современного и традиционного определил специфику его искусства.

С 1929 года Забранский учился в Праге в художественнопромышленной школе, в мастерской профессора Фр. Кисела. В 1932 году он был принят в Академию художеств в мастерскую профессора В. Новака, живопись которого была особенно близка Забранскому. Еще будучи студентом, он начал выставляться в обществе «Манес». Как и многие его друзья по обществу «Манес», он на первых этапах творческой деятельности был подвержен влиянию кубизма.

Художник в мастерской, 1943

Но этот этап продолжался недолго. Для Забранского более близким оказалось реалистическое искусство чешских художников XIX века, в частности — М. Алеша и Й. Манеса. Иллюстрациям Забранского в детской книге свойственны эпичность и подчеркнутая героичность, появившиеся под влиянием искусства М. Алеша, в то же время им присуща и утонченная лиричность, свойственная произведениям Й. Манеса.

В 30-е годы происходит становление художественного стиля Забранского. Так, в иллюстрациях к книге «Сладек детям» (Й. В. Сладек — один из выдающихся чешских поэтов XIX века) в его рисунках появилась характерная угловатая линия. В сочетании с цветовыми пятнами эта линия создает новые образные структуры, которые на протяжении многих лет будут являться своеобразной особенностью искусства Забранского.

С колясками в парке, 1942

В конце 1940-х годов рисунок Забранского стал максимально выразителен (иллюстрации к книге «Чешские скороговорки», 1948—1949). Наряду с цветными иллюстрациями художник создавал и черно-белые («Сказочная принцесса», 1945— 1947). К его лучшим работам, получившим всеобщее признание, относятся иллюстрации к книгам «Чешские и моравские сказки» (1967 —1971), «От весны до весны» (1975) и к сказкам Б. Немцовой (1967 —1979).

Это интересно:   165 лет со дня рождения русского художника Василия Савинского
Сказка о принцессе, 1949 — иллюстрация

Влияние М. Алеша на творчество Забранского сказалось и в том, что оба художника проявляли интерес к монументальному искусству. Забранский — автор известных сграффито, лучших современных монументальных произведений, посвященных освобождению Чехословакии Советской Армией от фашистских захватчиков,— «С Советским Союзом на вечные времена» (1951 —1952) и «В память Освобождения» (1955). В этой работе он использовал также ренессансные традиции.

Золотое солнце, 1966 — иллюстрация

В последние годы жизни мастер работал над большими монументальными росписями под общим названием «Революционные традиции нашего народа», в которых представлена вся героическая история Чехии и Словакии («Гуситское время», «Крестьянские восстания», «1848 год», «Забастовки», «Словацкое народное восстание», «9 мая 1945 года», «Февраль 1948 года»). В этом цикле художник, опираясь на иллюстраторский опыт, использует также и свои приемы мастера политического плаката. Забранский — представитель направления так называемого «живописного плаката», в котором он применяет излюбленную манеру соединения цветовой композиции с острым линейным рисунком.

Дизайн ткани, 1970

Из наиболее известных плакатов мастера можно назвать «К первой годовщине словацкого национального восстания» (1945), «Октябрьская революция» (1945), «Сельскохозяйственная выставка» (1948), «К 50-й годовщине КПЧ» (1971).

За свою многолетнюю и плодотворную работу Забранский был удостоен звания народного художника ЧССР.

Г. КОНЕЧНА

 

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984. 

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ