115 лет со дня рождения советской оперной певицы Наталии Шпиллер

20 ноября 2024 года исполняется 115 лет со дня рождения советской оперной певицы, педагогу, музыкально-общественному деятелю Наталии Дмитриевны Шпиллер (1909-1995). К этой дате публикуем очерк о творчестве замечательной певицы. 

В творчестве Н. Д. Шпиллер, народной артистки РСФСР, лауреата Государственных премий СССР, ярко выражены лучшие традиции русской певческой школы. Глубина проникновения в замысел композитора, одухотворенность и естественность исполнения соединяются у нее с отточенным вокальным мастерством. Обладая голосом большой силы и красоты, певица никогда не стремилась поразить слушателей звуковым эффектом. Все ее мастерство было подчинено одной цели: донести до слушателя художественный образ, воплощенный в музыкальном произведении, во всей его полноте.

Шпиллер родилась в Киеве в семье архитектора. Ее мать, М. Н. Полякова, в свое время была известной оперной артисткой. Детство и юность певицы прошли в музыкальной атмосфере. Среди гостей, часто посещавших дом ее родителей, бывали известные композиторы, музыканты, певцы. Все это сказалось на формировании вкуса и привязанности девочки. Желание петь появилось у нее еще в раннем возрасте. Она поступила в Киевскую консерваторию и занималась в классе А. Н. Шперлинг. После окончания консерватории Шпиллер в течение нескольких сезонов работала в Куйбышевском театре оперы и балета, а в 1935 году состоялся ее дебют на сцене Большого театра СССР, театра, с которым связана вся дальнейшая творческая деятельность певицы.

Разнообразие динамики, богатство тембра голоса, подлинный артистизм — эти качества позволили певице создать убедительные образы, найти своеобразную, индивидуальную интерпретацию и давно известных партий в классических произведениях, и ролей в операх современных композиторов. Среди ее созданий Татьяна и Иоланта в операх Чайковского «Евгений Онегин» и «Иоланта», Тамара в «Демоне» Рубинштейна, Царевна-Лебедь, Марфа и Ольга в операх Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста» и «Псковитянка», Чио-Чио-сан в одноименной опере Пуччини, Графиня в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Маргарита в «Фаусте» Гуно, Наталья в «Тихом Доне» Дзержинского. Выдающиеся достижения Шпиллер в области вокального искусства, исполнение партий Матильды в «Вильгельме Телле» Россини и Волховы в «Садко» Римского-Корсакова отмечены Государственными премиями СССР.

Это интересно:   115 лет со дня рождения румынского композитора Пауля Константинеску

Наталии Шпиллер посчастливилось стать одной из первых исполнительниц партии Антониды в первой постановке оперы Глинки «Иван Сусанин» на советской сцене (с новым текстом поэта С. Городецкого). Просто, искренно, взволнованно звучал ее голос, ярко и правдиво передавала певица благородство чувств и глубину характера русской женщины, ее моральную чистоту. Образ Антониды стал одним из наивысших достижений певицы и актрисы.

Певица вела обширную концертную деятельность, не раз демонстрируя свое мастерство в области камерного исполнительства. И здесь изумительный по красоте голос, школа, совершенная дикция сочетались с подлинной культурой, с законченностью вокального рисунка. Ее искусство любимо не только советскими слушателями, ее восторженно принимали в Австрии, Польше, Чехословакии, Болгарии и других странах.

С 1950 года Шпиллер занималась педагогической работой. Долгие годы она возглавляла кафедру оперной подготовки в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Профессор Н. Д. Шпиллер являлась педагогом оперной труппы Большого театра СССР.

В. Зарубин

 

Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ