10-го ноября 2024 года исполняется 165 лет со дня рождения французского художника, графика и иллюстратора Теофиля Александра Стейнлена (1859-1923). К этой дате публикуем очерк о творчестве художника.
Искусство Теофиля Александра Стейнлена тесно связано с социальной жизнью Франции двух последних десятилетий прошлого века и двух первых — нынешнего, двадцатого столетия. Художника справедливо называют «испытанным другом трудящихся». Он получил на это право, многие годы выступая в печати — сначала с жанровыми и типажными зарисовками парижских улиц, затем с политическими рисунками, которые публиковались в левых журналах и газетах. Стейнлен все более четко и убежденно связывал свое искусство с рабочим движением. Он появился на художественной арене в эпоху Третьей республики, когда память о Парижской Коммуне еще удерживала французскую буржуазию от открытого утверждения монархических идеалов, а пролетариат боролся за свое боевое и идейное объединение. Творчество Стейнлена посвящено борьбе рабочего класса. Он сформировался как художник-агитатор в 1890-е годы. Его литографии в журнале «Шамбар-социалист» отражают контрасты капиталистического общества. Одна из примечательных особенностей политической графики Стейнлена состоит в том, что в его произведениях к социальному обобщению подводит зрителей лирическая сцена («У мусорного ящика», 1894). Открытой политической направленностью отличаются литографии и рисунки художника, посвященные Парижской Коммуне, такие, например, как «Май 1871» (1895), где он вводит аллегорический образ Свободы.
В конце 1890-х годов в сотрудничестве Стейнлена с газетой «Ла фей» («Листок») еще больше оттачивается его мастерство социального обобщения. Знаменитая литография, выполненная Стейнленом для этой газеты, называется «Забастовка». В ней особенно наглядно выявилось умение художника из конкретного эпизода рабочего движения делать социальные выводы, которые отпечатывались в сознании зрителей именно в силу жизненной убедительности изображенного.
Стейнлен прекрасно знал жизнь демократических слоев населения Парижа. Он приехал во Францию, когда ему было 23 года. Родился он в Швейцарии в семье преподавателя рисования, где все увлекались искусством. Намерение юноши по окончании колледжа заняться рисованием профессионально никому не показалось неожиданным: мальчик рисовал с детства. После недолгой работы в качестве рисовальщика узоров для тканей на ткацкой фабрике в Мюлузе (Эльзас) Стейнлен приехал в Париж. Он поселился на Монмартре, где своеобразную колонию составляли тогда безвестные поэты и художники. На склонах монмартрского холма зеленели виноградники, кривые маленькие улочки состояли из небольших частных домиков, населенных небогатыми людьми. Это было коренное население Монмартра. В кафе и кабачках особую атмосферу создавала артистическая богема. Среди посетителей были и богачи, привлеченные этой атмосферой. Темный мир ночных заведений существовал в тесном соседстве со скромным бытом тружеников. На улице Стейнлен зарисовывал жанровые сцены и типы прохожих. Потом они становились персонажами его литографий. В какой-то мере Стейнлена можно считать продолжателем реалистических традиций Домье.
Владелец модного кабаре «Ша нуар» («Черный кот») привлек Стейнлена к работе графика-оформителя (рекламные карточки, афиши) и иллюстратора (в выпускаемой им газете «Ша нуар»). Вскоре художник стал иллюстрировать газету «Мирлитон», которую издавал владелец другого кабаре, поэт, сочинитель песен и их исполнитель Аристид Брюан. Снова афиши, реклама, потом оформление сборников песен Брюана «На улице», эпиграф, выбранный Брюаном для своей книги, гласил: «Ты на улице —значит ты дома». Он выражает также и дух рисунков Стейнлена. Это относится к тем литографиям с уличными сценками, которыми Стейнлен участвовал на страницах иллюстрированного приложения к журналу «Жиль Блаз». Хорошо знакомый жизненный материал помогал Стейн-лену в своих иллюстрациях подниматься выше уровня в основном заурядной литературы, печатавшейся в журнале (хотя среди участников его были также Золя, Мопассан, Жюль Ренар), показывать с большим состраданием жертв общественного строя. Зарисовки с натуры никогда не попадали в произведения Стейнлена в непреображенном виде, он большое значение придавал выразительности композиции, силуэта. Его герои, проходящие через все произведения художника,— трудовой люд, мастерицы, прачки, каменщики, дети бедняков («В дилижансе», «Возвращение из прачечной», 1912).Большая цветная литография «Улица», исполненная для издательства Верно (1896), представляет собой как бы собрание любимых персонажей художника, изображенных в кипении уличной жизни.
В книжную иллюстрацию Стейнлен также внес свой немалый вклад. Особенно популярны были его иллюстрации к рассказу Анатоля Франса «Дело Кренкебиля», вызвавшие восторг писателя. Дружба связала этих художественных деятелей на многие годы.
В середине 1900-х годов Стейнлен на время отходит от политической тематики, но первая империалистическая война снова вызвала его желание участвовать своим искусством в общественной жизни страны. Он исполняет ряд антимилитаристских произведений. В них нет показа военных действий, художник изображает раненых, пленных, гражданское население, страдающее от тягот войны, беженцев, трагедии людей, лишенных крова и средств к существованию («Беженцы», 1916). Они полны огромного гуманистического пафоса.
Анатоль Франс писал об искусстве Стейнлена: «Тонкая проницательность, восприимчивость, никогда не изменяющая зрительная память, врожденная способность к экспрессии предназначили Стейнлена к тому, чтобы стать художником жизни, проходящей перед ним. Стейнлен обладает бесконечной добротой простых и великих. Этот реалист весь окутан поэзией».
Н.РОСТОВСКАЯ
Литература: Стейнлен. (Альбом). Составитель и автор вступительной статьи В. Турова. М., 1960
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ