30-го октября исполняется 165 лет со дня смерти чешского художника-пейзажиста Адольфа Косарека (1830-1859). К этой дате публикуем очерк о творчестве замечательного чешского художника.
Пейзаж чешско-моравской возвышенности, которая находится в самом центре страны, рождает в душе человека чувства покоя и умиротворения. Этот прекрасный, но издавна бедный край был родиной замечательного чешского пейзажиста Адольфа Косарека. Здесь, в небольшой деревушке Гералец, он родился 6 января 1830 года. В раннем детстве родители будущего художника переехали в город Кутну Гору. Средневековые башни костелов этого маленького чешского города впоследствии будут часто встречаться в картинах Адольфа Косарека.
С детства мальчик любил рисовать. Но доходы семьи долго не позволяли ему поступить учиться в Пражскую Академию художеств. Лишь в двадцать лет Косарек смог поступить в Академию художеств. В архиве пражского архиепископства сохранились три просьбы Косарека о материальной поддержке при обучении. Он был необычайно одаренным учеником и все свое свободное время отдавал занятиям живописи.
Через два года интенсивной работы Косарек увлекся пейзажем и вскоре перешел в пейзажный класс Макса Хаусхофера, художника немецкой романтической школы. Под его влиянием чешское пейзажное искусство начало постепенно освобождаться от сухих классицистических канонов. Хаусхофер оказал сильное влияние на формирование творчества чешского художника.
Во время обучения Косарек много путешествовал по стране— особое впечатление произвел на него пейзаж Шумавского края. Два раза он побывал за границей, но красоты других стран остались чуждыми чешскому художнику, решившему всю свою жизнь посвятить воспеванию неповторимого очарования родных мест, развитию национального пейзажного искусства.
Еще будучи студентом он часто встречался с известными пражскими художниками. В начале 50-х годов XIX века они часто собирались в столичном кафе Лоренца. Увлекательные беседы, споры об искусстве привлекали сюда братьев Манес, К. Пуркине, С. X. Пинкаса, молодого И. М. Навратила. Это кафе посещал и Косарек. И, естественно, встречи с известными мастерами не могли не оказать влияния на формирование художественного вкуса будущего художника. Появлявшиеся на пражских выставках в эти годы произведения немецких живописцев также не прошли мимо внимания Косарека. Высокий профессионализм их пейзажей ставил в пример своим ученикам профессор Косарека по Академии художеств — Хаусхофер.
В 1853 году на пражской выставке Академии художеств Косарек экспонировал три свои картины. Это был несомненный успех молодого живописца.
Из картин, представленных Косареком, сохранились только две. Одна из них, находящаяся сейчас в Пражской национальной галерее,— «Пейзаж в бурю» — начинает ряд так называемых «равнинных пейзажей». Безлюдный, каменистый пейзаж оживляется двумя летящими птицами на фоне грозового неба.
В 1854 году в работу «Пейзажный мотив у Пардубиц» художник впервые вводит стаффажные человеческие фигуры, которые потом будут встречаться во многих его пейзажах.
Колорит его произведений в годы учебы был несколько темноват, со временем он становится ярче и светлее.
В 1855 году Косарек обращается к пейзажу средней Чехии, изображая типичную среднечешскую природу, близкую и знакомую ему с детства («Пейзаж с мостом у хутора», «Пейзаж с деревянным мостом» — оба 1855 г.).
Этапным произведением Косарека явился «Пейзаж с аистом» — здесь он впервые начинает разрабатывать характерную для романтизма проблему света и воздуха, тонкое соотношение которых создает неповторимое настроение его пейзажей. Характерен для романтических настроений того времени и мотив, к которому обращается художник в «Лесном пейзаже» (1855). Стаффажная фигурка отдыхающего отшельника не является простым дополнением к изображению природы: весь пейзаж трактуется художником в духе романтической легенды.
Творчество Косарека последних лет развивалось в нескольких направлениях. В некоторых пейзажах он выступает типичным представителем романтизма, что отразилось и в названиях картин: «Пейзаж с путешественниками», «Кладбище у моря», «Маленький горный пейзаж» (все 1858 года). В эти же годы в его творчестве появляются пейзажи, трактованные сугубо реалистически, что будет характерно для дальнейшего развития чешского национального пейзажа («Болото в горах», «Пейзаж с повозкой, с белым верхом» — оба 1858 года). Творческая жизнь Адольфа Косарека была очень короткой.
Он умер в 1859 году от туберкулеза.
Все произведения А. Косарека нерасторжимо связаны между собой яркой фантазией художника, его тонким восприятием родной природы. Впервые в истории чешской живописи он выявил истинную ценность национального пейзажа.
Г. КОНЕЧНА
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ