8-го октября 2024-го года исполняется 190 лет со дня смерти французского оперного композитора Франсуа Андриена Буальдьё (1775-1834).
Композитор родился в Руане. Его родители не были музыкантами. Начальное музыкальное образование будущий композитор получил в метризе (певческой школе) Руанского собора под руководством местного органиста Ш. Броша. Судя по более поздним попыткам усовершенствовать свою технику (в начале 1800-х годов Буальдьё, будучи профессором консерватории, учился у Л. Керубини), юный музыкант не обладал достаточно крепкой подготовкой. Тем не менее первые сценические опыты («Виновная дочь», 1793 и «Розали и Мирза», 1795) уже были показаны руанской публике.
Наконец, в 1796 году Буальдьё гостеприимно встречают в Париже, в салоне Эрара, в обществе дружелюбно настроенных мэтров — Мегюля, Керубини, Гара. Молодой композитор прислушивается к их советам и вскоре становится широко известным автором. Появляются его первые парижские оперы («Швейцарское семейство», «Счастливое известие», «Пари»), вслед за ними работа в консерватории (класс фортепиано), затем последовала новая серия комических опер. Композитор приобрел европейскую известность. В 1804 году он получил предложение возглавить Французскую оперу в Петербурге. За годы придворной службы в России Буальдьё написал и поставил ряд интересных оперных партитур как в жанре комедии, так и в «серьезном» жанре.
По возвращении на родину композитор много пишет для французской сцены. Особый успех имели комические оперы «Жан Парижский» (1812) и «Красная Шапочка» (1818), посвященная Мегюлю. «Белая дама» — знаменитая и самая интересная опера Буальдьё — стала кульминацией его творчества (1825). Последующие десять лет оказались периодом постепенного угасания и активности и таланта композитора. Оперы, создаваемые им, разочаровывали слушателей; спектакли не давали сборов. На сцене появились яркие произведения соперников Буальдьё — Обера и Герольда. После 1830 года композитора уволили из консерватории. Большой музыкант остался не у дел.
Многие оперы Буальдьё возникли еще при жизни Гретри, Монсиньи, Далейрака — крупнейших представителей комического жанра XVIII века. Поэтому, естественно, что музыка Буальдьё в значительной мере исходит из творческих и эстетических основ, заложенных и развитых в творчестве этих знаменитых мастеров. Таковы черты музыкальной лексики.
Язык комической оперы прост и доступен восприятию широкой демократической публики, к которой обращается автор. Этому требованию отвечают музыкальные формы, мелодика, гармонические и оркестровые средства Буальдьё, в которых все подчинено критерию непосредственности и правдивости чувств. Не будучи звездой первой величины, Буальдьё, однако, волновал и трогал французов, ощущавших в его музыке близкое им национальное начало, поэтизацию природы старой Франции. Вот как сказал об этом соотечественник композитора: «Буальдьё менее фундаментален и менее грандиозен, нежели Мегюль. Тем не менее он обладает бесценными свойствами: инстинктом демократизма, трогательным и нежным началом, которого я более ни у кого не нахожу и которое заключает в себе провинциальные легенды, фамильные воспоминания, рассказы и повествования жилищ, аромат провинции — это изображение бытия и вещей в их примитивном, изначальном эмоциональном ощущении и в их наивной простоте… Он представляется прежде всего музыкантом обездоленных, маленьких людей, поэтом цветов, полей. Вот почему «Белая дама» — один из красивейших образцов французского лиризма.
Вот почему мелодии, столь привлекательные и популярные, что их нередко записывали в альбомы и фольклорные сборники, всегда говорят так же свободно, как и прямо, о простых душах и об искренних сердцах».
С. Рыцарев
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ