90 лет со дня рождения актера Олега Басилашвили

26 сентября исполняется 90 лет со дня рождения актера Олега Валериановича Басилашвили. 

 

В своем творческом почерке О. В. Басилашвили соединил две линии, две «школы» — московскую (он окончил Школу-студию МХАТа) и ленинградскую, с 1956 г. работая в Театре им. Ленинского комсомола, а затем в АБДТ им. Горького.

Артист запомнился зрителям в спектаклях Г. А. Товстоногова, сыграв Андрея Прозорова («Три сестры»), Ксанфа («Лиса и виноград»), Хлестакова («Ревизор»), князя («История лошади»), Джингля («Пиквикский клуб»), а также в роли короля Людовика («Мольер» Булгакова, реж. С.Ю. Юрский). Как и первая чеховская роль, большой удачей, артиста стал образ Войницкого в спектакле «Дядя Ваня» (реж. Товстоногов, 1982).

Много и плодотворно работал О. В. Басилашвили на телевидении и в кино. За участие в фильме «Служебный роман» он был удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР (1980).

Олег Басилашвили — король Людовик XIV. «Мольер»

Сергей Юрский об Олеге Басилашвили

…Басилашвили наделен от природы редким даром импровизации. С другой стороны, мхатовская школа выработала в нем уважение к углубленной, последовательной работе, работе «по методу». Два эти качества вступают в противоречие друг с другом. Басилашвили испытывает удовольствие от своих интуитивных находок и вместе с тем недоверие к ним. В процессе работы над ролью наступает период яростной самокритики, недовольства. Ему кажется, что яркое удачное начало накладывает на него ответственность, требуя еще более яркого продолжения. Это ощущение ответственности тяготит его, лишает свободы, он хочет сбросить ее и потому отвергает собственные завоевания. И именно тут, в критический момент, когда все пришло к нулю, все найденное уничтожено им самим, испорчено,— опять начинает работать интуиция, и новыми, совершенно неожиданными ходами он идет к образу. Таков поиск своей правды у Басилашвили. Так он шел к лучшим своим ролям — к Андрею в «Трех сестрах», Ксанфу в «Лисе и винограде», Бочарову в «Беспокойной старости», князю в «Истории лошади».

Это интересно:   100 лет советскому журналу "Рабочий и театр"

Из кн.: Юрский С. Кто держит паузу. Л., 1977.

 

Олег Басилашвили в роли Андрея Прозорова («Три сестры» Чехова)

… Как весело и молодо, как красиво, мягкой походкой вышел на сцену Андрей Прозоров в первом акте! О. Басилашвили принес с собой и юношескую самоуверенность, и юношескую стыдливость, скромный юмор, доброту, застенчивый и смелый взгляд в будущее. В его светлой бархатной куртке, в его пластике, забавно сочетающей мальчишескую резвость и мягкость с этакой, словно бы предугадываемой, ожидаемой и подготавливаемой профессорской округлостью жестов, в его голосе, добром и приветливом — во всем чувствовался человек, пусть еще зеленый, но одушевляемый высоким призванием, понимающий благородное предназначение собственной жизни.

Во втором акте в облике его уже видна некая встрепанность и одомашненность. Проза и грязь подступают к нему, проникают в него, он обороняется, нерешительно и все же пылко. «Мне быть членом земской управы, мне, которому снится каждую ночь, что я профессор Московского университета, знаменитый ученый, которым гордится русская земля!» Он говорит одно, а жизнь гнет другое, и в третьем акте он вынужден подчиниться ее неизбежному ходу и даже свое очевидное унижение выдавать за свое призвание: «Я член земской управы и горжусь этим, если желаете знать». Тут он в халате, вся его молодость съедена жизнью, он обрюзг, отяжелел, взвинченно, почти в крик, оправдывается. Перед сестрами? Да, по пьесе. Но Товстоногов так строит мизансцену, что Андрей остается один, его попытка самооправдания — монолог, в его речи — итог целой несостоявшейся биографии. И все же в человеке этом жива еще стыдливая тень былых добрых намерений, былой красоты. Эта судьба, с такой жестокой тщательностью прослеженная, закончится в четвертом акте, когда Андрей Прозоров станет чем-то — походкой, манерой сутулиться — похож на старого слугу Ферапонта, когда он, совсем уже страховидный, небритый, с тупой инерцией будет толкать перед собой коляску с очередной Софочкой.. .

Это интересно:   165 лет со дня рождения австрийского актера Йозефа Кайнца

Из кн.: Рудницкий К. Спектакли разных лет. М,, 1974.

Лит.: Яснец Э. Олег Басилашвили. Л., 1981, Яхнин А. Олег Басилашвили.— Театр, 1981, № 1,

Театральный календарь на 1984 год. Л., 1983. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ