11 мая исполняется 150 лет со дня рождения исландского скульптора Эйнара Йоунссона (1874-1954). К этой дате публикуем очерк об известном исландском скульпторе.
Исландская культура имеет давние и прочные традиции. Конечно, наибольшее развитие здесь получила литература, широко известная во всем мире. Ио в нашем столетии значительных успехов достигли и мастера реалистического изобразительного искусства, правдиво и поэтично рассказавшие о своей родной стране. Их творчество очень любимо исландским народом. И не случайно одна из галерей Рейкьявика, столицы страны, стала музеем Эйнара Йоунссона, одного из крупных скульпторов стран Северной Европы.
Иоунссон в молодости жил в Копенгагене (1893—1899). Там учился у норвежского художника С. Синдинса и в Академии художеств. Из работ этого времени можно отметить композицию «Волна веков» (1894—1895), по характеру своего пластического решения примыкающую к классицистической традиции, но в духе новой эпохи — многозначительно символичной.
Немалую роль для формирования стилистики произведений художника сыграла его поездка по Европе в 1902—1903 годах, когда он побывал в городах Италии, Вене, Будапеште, детально знакомясь с классическим искусством прошлого. Йоунссон увлекся декоративными исканиями сторонников стиля модерн, хотя и сохранил в целом верность традиционной, в основе своей реалистической форме. Для его творческих устремлений характерна композиция «Рассвет» (1897— 1906), в метафорических образах которой ощутимо желание создать философское произведение. Композиция отмечена декоративной цельностью и выразительностью, хотя скульптор не подчиняет реальную форму орнаментальным задачам. В эти же годы начинается деятельность Йоунссона как портретиста и автора памятников. В 1911 году в Рейкьявике был открыт памятник национальному герою Йоуну Сигурдссону. Как скульптор-монументалист Поунссон работал в годы первой мировой войны в Соединенных Штатах Америки и в Канаде. Очень популярны его памятники первому европейскому поселенцу в Северной Америке Торфинкуру Карлсефни, установленный в Филадельфии, и памятник канадским солдатам, погибшим на фронтах первой мировой войны, в городе Виннипег.
Ко времени пребывания за океаном относится и один из лучших портретов мастера — портрет Э. К. Прайса (1915-1919).
В портретных произведениях Йоунссона привлекает ощущение неповторимости человеческой личности, внимательность художника к облику модели. Его рабо там свойственны ясность и чет кость, благородство формы. Вместе с тем — это не холодное любование материалом. Художник всегда ставит перед собой зада чи психологического анализ, стремится показать привлекательность личности портретируемого порой даже ценой некоторой идеализации.
Начиная с 1920 года йоунссон постоянно жил в Рейкьявике. Он создал обширную портретную галерею. Но, пожалуй, наиболее известной его работой стал памятник первому исландскому поселенцу Генгольфру Арнарсону (1927). Этот поэтичный, с большой любовью исполненный пластический рассказ о герое воспринимается нередко как эмблема Рейкьявика, как гимн мужеству исландского народа.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ