175 лет со дня рождения сербского художника Милоша Тенковича

8-го апреля исполняется 175 лет со дня рождения сербского художника Милоша Тенковича (1849-1890). К этой дате публикуем очерк о творчестве сербского художника. 

 

Развитие изобразительного искусства в Сербии во второй половине прошлого столетия шло сложными путями. На сербскую живопись оказывали влияние самые разнородные явления художественной жизни тех лет Но постепенно в борьбе с салонной красивостью и отвлеченной гармонией работ академистов стали утверждаться принципы реализма. Одним из крупных представителей реалистического искусства в эту эпоху в Сербии был и Милош Тенкович.

Тенкович сначала учился литографии, а потом стал брать уроки рисунка у И. Дерока и С. Тодоровича. В двадцатилетием возрасте он оставляет родной Белград и уезжает в Вену. Как стипендиат министерства просвещения он посещает художественноремесленную школу при Венском художественно-историческом музее. Но в академию ему поступить не удается, и молодой сербский художник переселяется в Мюнхен, который был крупным культурным центром того времени и многим молодым людям из стран Восточной Европы казался современными Афинами. Более всего полезными оказались для Тенковича занятия в классе композиции у известного художника, близкою реалистическим устремлениям, В. Диеза (1873). В Германии сербский художник часто встречался и со своими русскими коллегами, в частности, с М. Врубелем (во время одного из его заграничных путешествий). Впоследствии Тенкович снова вернулся в Белград и вел скромную жизнь учителя рисования. Его угнетала местная затхлая, провинциальная обстановка, мещанское отношение к искусству как к предмету роскоши. Жизнь его окончилась трагически. В 1888 году Тенковича поместили в клинику для душевнобольных, где он и провел последние дни… Произведения Тенковича постоянно экспонировались не только на выставках в Белграде, но и в Вене. Мюнхене, Швейцарии. Художественный уровень его работ был достаточно высок. Тенковича интересовали разные жанры живописи, он работал очень интенсивно, с большой душевной отдачей. Есть в его наследии композиции на религиозные темы, в которые Тенкович хотел, подобно многим современникам, вдохнуть новую жизнь, внеся в них остроту современных проблем. Он писал строгие психологические портреты («Автопортрет»), скромные, тонкие натюрморты («Натюрморт с майоликой»).

Это интересно:   К 190-летию английского художника и общественного деятеля Уильяма Морриса
Девочка с цветами

Но более близка ему была пейзажная и жанровая живопись («Девочка с цветами»), В пейзажах, очень простых, безыскусных, чувствуется любовь художника к родным „местам. В его жанровых картинах привлекают теплота чувства, доброе отношение к простым людям, хотя временами в них появляется некоторая слащавость. Порой Тенкович придает излишнее значение литературной фабуле работы, ее занятности. Но несомненно и живописное мастерство художника, его умение композиционно точно построить вещь.

Очень привлекательная область в творческом наследии мастера — его акварели, где он чувствует себя менее скованным правилами, более непосредственно, лирически выражает свое отношение к теме. В ряде работ Тенковича ощущается и скрытый внутренний драматизм.

Литература: Л. С. Алешина и Н. В. Яворская. Искусство Югославии. М., «Искусство», 1966.

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ