1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). Этот очерк, размещенный к этой дате, посвящен музыке в творчестве Николая Васильевича Гоголя и музыкальным произведениям русских композиторов, основанных на произведениях Николая Гоголя.
Немеркнущее самобытное наследие Гоголя вот уже полтора столетия продолжает вдохновлять композиторов на создание новых произведений. Причиной тому — подлинная народность и демократизм творчества гениального писателя, жизненность, яркость и колоритность образов, реализм и художественная правда в обрисовке характеров и ситуаций, умение подметить и отразить как национальную характерность, так и типичное, непреходящее, вечное, что присуще человеку во все времена.
В формировании личности Гоголя большую роль сыграли музыка, театр, живопись, литература, любовь к которым с детства привили ему родители. В небольшом имении отца мальчика постоянно окружали народные песни и танцы. Обучаясь в Нежинской гимназии, Гоголь помимо общего курса дисциплин брал уроки игры на скрипке. Он участвовал в гимназическом оркестре, где исполнялись увертюры Моцарта, Вебера и Россини, пел в ученическом хоре, выступал в любительских спектаклях. В дальнейшем, при создании произведений музыкальность натуры писателя помогала ему в ощущении точности и завершенности формы, чувстве гармонии и художественной меры, без которой невозможно прекрасное.
Обилие ярких национальных характеров, многообразие картин народной жизни сразу привлекли внимание композиторов к украинским повестям Гоголя. Однако подлинное постижение духа гоголевского творчества пришло не сразу. В 30-50-х годах XIX века наблюдалось стремление приспособить гоголевские сюжеты к существовавшим жанрам водевиля, оперетты и т. п.
Идейная борьба за народное национальное искусство, активизировавшаяся в 60-70-х годах, нашла свое отражение и в борьбе за правдивую передачу в опере подлинного народного духа, демократической направленности творчества Гоголя. Композиторы реакционного лагеря в своих операх на гоголевские сюжеты стремились свести на нет социальную сторону повестей, представляя украинскую жизнь то как идиллическое благоденствие («Кузнец Вакула» Н. Соловьева и К. Герт-мана, 1875), то как полную романтических приключений жизнь запорожских разбойников (’’Тарас Бульба” В. Кюнера, 1880). Художественная несостоятельность подобных опусов особенно разительно ощущалась рядом с новаторскими операми П. И. Чайковского («Кузнец Вакула», 1874; «Черевички», 1885), Н. А. Римского-Корсакова (’’Майская ночь”, 1878; «Ночь перед рождеством», 1894), а также направленностью творческого метода М. П. Мусоргского, работавшего в 70-х годах над «Сорочинской ярмаркой».
П. И. Чайковский на основе гоголевского сюжета создал лирико-комедийный жанр в русской опере. Оттеняя и драматизируя психологический мир человека, композитор показал богатую гамму его чувств, душевных переживаний своих героев. В «Черевичках» национальный колорит еще больше усилился благодаря использованию украинских народных песен, интонаций и ритмов, расширению народных сцен, рисующих украинский быт.
Н. А. Римский-Корсаков стремился воссоздать поэзию народной жизни, внести эпические черты, сохранив не только всю последовательность действия повестей Гоголя, но и красочно передавая характерные элементы бытового и фантастического, реальной жизни с одушевлением светлых и темных сил природы, принимающих участие в действии.
М. П. Мусоргский, стремясь создать, по его словам, «не буффонаду, а настоящую комическую оперу на почве русской музыки», в «Сорочинской ярмарке» достиг в образной и гибкой музыкальной речи подлинного слияния живых интонаций гоголевского письма и внутреннего мира его героев, их национальной природы и психологии характера.
Произведения на гоголевские сюжеты создавались и на рубеже XIX — XX веков, однако среди них не было таких, которые стали бы вровень с гоголевскими оригиналами.
Новые страницы в истолковании наследия Гоголя вписал советский музыкальный театр. Впервые глубокое, подлинно сценическое воплощение получили оперы Чайковского, Римского-Корсакова. После ряда малоудачных попыток (Ц. Кюи, Ю. Сахновского, Н. Черепнина) завершить «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского творческие планы композитора нашли органичное художественное воплощение в редакции В. Я. Шебалина (1932), а оставшаяся незавершенной опера «Женитьба» была дописана М. М. Ипполитовым-Ивановым (1931). Благодаря бережной и кропотливой работе украинских советских художников впервые сценическое воплощение получила опера Н. В. Лысенко «Тарас Бульба» (1924). Гоголевские сюжеты проникли и в балет. Эпические образы «Тараса Бульбы» нашли свое воплощение в музыке В. П. Соловьева-Седого и P. М. Глиэра.
Еще в конце 30-х годов прошлого века появились первые переводы произведений Гоголя. К началу XX века гоголевская проза была переведена практически на все языки мира, в том числе на арабский, китайский, японский. Гоголевские сюжеты проникают и в творчество зарубежных композиторов. Назовем, к примеру, оперы «Тарас Бульба» Г. Шарпантье, К. Эллинга.
Крупнейшие социальные сдвиги и потрясения XX века не могли не отразиться на музыкальном творчестве. Изучая пути дальнейшего «освоения» гоголевских сюжетов, отметим, что, если композиторов XIX — начала XX века привлекали преимущественно украинские повести (только на сюжет «Тараса Бульбы» создано девять опер), то музыканты XX века все больше стали обращать внимание на социально-заостренные, сатирические произведения писателя. Среди них в первую очередь следует назвать новаторскую оперу Д. Шостаковича «Нос» (1928), где композитор средствами гротеска, пародии создает обличающую картину прогнивших устоев царского самодержавия.
Показ жизни и психологии ’’маленького” человека, критика социальной несправедливости, угнетения и произвола, сатирическое описание ограниченного и пошлого чиновничье-бюрократического мира в изобилии представленные в гоголевском творчестве привлекали и привлекают художников разных стран. На сюжеты Гоголя написаны оперы «Нос» (В. Кауфман), «Женитьба» (А. Гречанинов, Б. Мартину), ’’Шинель” (А. Холминов, В. Кауфман, Т. Марттинен), «Коляска» (А. Холминов), «Портрет» (X. Русенберг), «Записки сумасшедшего» (Ю. Буцко, X. Серо, С. Хэмри). Интернациональным можно назвать освоение комедии «Ревизор», где балет советского композитора А. Чайковского соседствует с опереттой армянского автора Г. Чухаджяна и операми итальянца А. Дзанеллы, венгра Е. Задора, немецких композиторов В. Эгка и Б. Гольдшмита.
Событием особенного художественного значения явилась опера Р. Щедрина «Мертвые души» (1977) — первое обращение к прославленной поэме Гоголя. Творческое освоение традиций Чайковского и Римского-Корсакова, Мусоргского и Шостаковича в подходе к гоголевским сюжетам в сочетании с методом социалистического реализма в обрисовке действующих лиц и глубинном понимании гоголевской идеи позволили композитору создать новый художественный сплав, современное прочтение бессмертного произведения.
Оперы и балеты, музыкальные комедии и оперетты, симфонические и камерно-инструментальные, хоровые и вокальные произведения, музыка к сценическим постановкам, кинофильмам, радио и телепередачам по произведениям Гоголя — свидетельство того, что Гоголь давно уже стал достоянием мировой культуры и продолжает оказывать влияние на музыкальное творчество нашего времени.
В. Руденко
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ